Как свободный народ превращается в нацию?
Это третья лекция Михаила Ходорковского для аудитории «Новой». Первая — «Современный социальный либерализм в России» — была опубликована в №122 от 31 октября 2011 года. Вторая в №42 от 16 апреля 2012 года — «Современный социальный либерализм и экономика». Сегодня — о том, как свободный народ превращается в нацию, и о терпимости к тем, «кто сам терпим».
Мы предлагаем вам цитаты из лекции, полную версию которой можете почитать на сайте echo.msk.ru.
«Суть переживаемого Россией исторического момента состоит в том, что империя как государственная форма полностью исчерпала себя, а национальное государство, которое должно было бы ее наследовать, так и не появилось на свет. Русское государство застряло на историческом полустанке, затерявшемся между империей и национальным государством, и не только не продвигается вперед, но порою даже начинает двигаться вспять.
Одной из причин, по которой «наш бронепоезд» так долго стоит на запасном пути истории, является идеологическое недоразумение, вследствие которого русский либерализм не приемлет национализма, а национализм отрицает либерализм как одно из своих оснований. Впрочем, это не мешает зачастую и либералам, и националистам рассуждать об империи и даже о «либеральной империи».
О ЛИБЕРАЛИЗМЕ
«Можно сказать, что главные постулаты либерализма — о равенстве людей, о внутренней свободе и достоинстве личности, о ценности человеческой жизни — уже прямо следуют из Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его...»
О НАЦИОНАЛИЗМЕ
«Национализм — идеология, в основании которой лежит признание нации как высшей ценности. На первый взгляд национализм и либерализм противоречат друг другу: краеугольным камнем первого является человеческая общность, а главным приоритетом второго — отдельный человек, его права и свободы. Но это противоречие является кажущимся. Чтобы увидеть это, надо прежде всего разобраться, что мы понимаем под «нацией»...
Нация — это совокупность культурно близких, политически соединенных между собой и сознающих себя единым культурным и политическим целым людей. В этом случае еще принято говорить о нации-государстве. В нации-государстве должны гармонизироваться интересы отдельной личности и общества в целом.
Нацию нельзя свести к этносу, но нельзя и рассматривать в отрыве от совершенно определенной культурной общности...
В любом случае я считаю ошибкой приравнивать национализм — идеологию, помимо всего прочего, множества национально-освободительных движений, идеологию, шедшую в XIX веке рука об руку с либерализмом (часто будучи представленной одними и теми же людьми), — к шовинизму, расизму, а тем более к нацизму. Так можно выплеснуть с водой ребенка, как в свое время и поступили западные радикалы с социал-демократией, приравняв ее к большевизму и сталинизму».
О ЛИБЕРАЛЬНОМ НАЦИОНАЛИЗМЕ
«Настоящий национализм должен быть либеральным. Народ превращается в нацию, когда свобода становится для него одной из базовых ценностей».
О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ В РОССИИ
«То, что делает нашу ситуацию необычной, — это политическое положение наиболее многочисленной, русской, нации. Русские в СССР, а затем и в России уже почти 100 лет лишены части политических прав, которые предоставлены другим более или менее многочисленным нациям, входившим в состав сначала союзного, а теперь — российского федеративного государства.
Парадокс здесь в том, что государство в целом официально не является русским, оно «наднациональное», зато внутри этого государства существуют «государственные автономии» для наций-миноритариев. То есть государственная автономия по отношению к русским существует, а самого русского государства вроде как и нет. Тут одно из двух: либо государство наднациональное — и не должно быть никаких автономий, либо автономии остаются, но тогда государство надо признавать русским...
Решение Никиты Хрущева по Крыму — самый яркий, но отнюдь не единственный пример возможных последствий отсутствия политической защиты интересов русского народа во внутригосударственных отношениях. Хотя сегодня, конечно, это не должно быть поводом для обид на братский украинский народ».
ЛИБЕРАЛИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ
«Разрешение национального вопроса в России в стратегической, глобальной перспективе возможно только в рамках построения по-настоящему демократического, то есть истинно национального государства, в котором реально работающая система разделения властей позволяет гибко защищать интересы русской нации, не ущемляя прав других национальностей».
БЮРОКРАТИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ
«Фактически региональная власть и местное самоуправление большинства регионов искусственно поставлены в положение бюджетодефицитных, вынужденных существовать за счет федеральных субвенций. Региональные доходы изымаются в объемах, заведомо гораздо больших, чем требуется на общефедеральные нужды...
В основании бюджетной пирамиды должны лежать полноценные бюджеты субъектов федерации и производный от них федеральный бюджет. У нас же все наоборот — в основании бюджетной пирамиды лежит жирный федеральный бюджет, наполняемый за счет фактической конфискации средств у регионов, и зависимые от него худосочные бюджеты субъектов федерации...
Бюрократия не только присвоила себе функцию наднационального арбитра, отняв ее у представительных органов власти, и право монопольно выражать интересы русского народа, но еще и пользуется этим присвоенным правом для покупки лояльности национальных автономий.
Купленная лояльность, в свою очередь, расходуется не на защиту законных прав граждан, в том числе русского населения автономий, где местные элиты при подобном попустительстве строят феодальные, иногда и клерикальные режимы, а на псевдолегитимацию собственной наднациональной власти.
Таким образом, федеральная исполнительная власть выступает в качестве оккупационного режима, собирая не налоги, а дань, то есть не неся никакой ответственности перед своими «подданными».
ЛИБЕРАЛИЗМ И ИММИГРАЦИЯ
«Реальные успехи в привлечении образованных иммигрантов, в повышении образовательного и культурного уровней вновь прибывших, в предоставлении им возможностей для интеграции в российское общество лишили бы бюрократию и сотрудничающий с ней бизнес рабского трудового резервуара, ликвидировали бы удобный громоотвод для общественного недовольства.
По этой же причине, кстати, на протяжении многих лет, несмотря на все красивые лозунги о модернизации, власть последовательно выпихивает из страны активных, образованных, молодых людей, создает неприемлемую среду для возвращения тех, кто получил хорошее образование за границей и желал бы жить и работать в России. Зато она открывает границы для десятков миллионов безграмотных, нелегальных мигрантов, неспособных и не желающих интегрироваться в российское общество, принять культурные традиции тех регионов, где они оседают».
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ЛИБЕРАЛОВ И НАЦИОНАЛИСТОВ
«...Время империй прошло, а время наций — нет. Именно попытки любой ценой воссоздать империю, действуя наперекор истории, представляют сегодня наибольшую угрозу как для русского, так и для других народов, населяющих Россию. Современный человек не готов отказаться от национальной самоидентификации в глобализирующемся мире. Возможно, это один из типов человеческого разнообразия, который, с одной стороны, позволяет нам ощущать свое единение с другими людьми, а с другой — создает человечеству в целом внутренние стимулы к развитию.
Участвуя в национальном самоопределении, добиваясь изменений в государственном устройстве, либералы в России последовательно отстаивают права человека как высшую ценность, конечную цель государственного и национального строительства. В том числе в интересах отдельного русского человека, в интересах всей русской нации».
echo.msk.ru, 15 июня 2012 г.
Выпуск газеты №:
№104, (2012)Section
Мировые дискуссии