Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Земельная» пропасть украинского законодательства,

или Как специальное разрешение Минэкологии «подвело» эстонского инвестора, пытавшегося добывать полезные ископаемые на Николаевщине
15 июня, 12:00

Из-за несогласованности норм законодательства Украины и отсутствия поддержки государственных органов, иностранные инвесторы, желающие заниматься бизнесом в Украине, вынуждены самостоятельно нести ответственность за все неблагоприятные факторы, даже не зависящие от них. Поэтому они часто становятся заложниками разных норм, цель которых одна: способствовать коррупции в Украине.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Для начала один пример из десятка других. В 1,5 км к юго-востоку от села Каменная Балка Первомайского района Николаевской области есть месторождение гранитов, мигматитов и гнейса площадью 19,3 гектаров, которое являющется одним из самых крупных на юге Украины. Его запасы были разведаны геологическими службами еще в 1981 году и установлено, что объема добытых полезных ископаемых хватит для обеспечения потребностей в строительных материалах трех областей Украины: Николаевской, Одесской и Харьковской.

Это месторождение полезных ископаемых по состоянию на сегодняшний день не разрабатывается, но причина не в том, что его некому эксплуатировать, а в том, что для инвестора созданы препятствия.

Так, еще в октябре 2007 года ООО «Фореста», получив все необходимые разрешительные документы, оплатив сбор в размере более полумиллиона гривен, получила от Министерства охраны окружающей природной среды Украины (сегодня это Минэкологии Украины. — Ред.) Специальное разрешение на пользование недрами (объект недроиспользования — Каменнобалковское месторождение). «Фореста» — юридическое лицо, участником которого является эстонская компания «Фаусто», имеющая значительный и успешный опыт работы в сфере добычи полезных ископаемых, а также сотрудничающая со многими европейскими предприятиями, в частности с Viru Keemia Grupp AS, самой крупной в Эстонии корпорацией, занимающейся добычей горючих сланцев. Действующим законодательством Украины определено, что единственным основанием для пользования недрами является получение предприятием специального разрешения. Однако наличие в ООО «Фореста» этого Специального разрешения, к сожалению, не дало в дальнейшем ему возможности осуществлять фактическую добычу полезных ископаемых. Эстонцы не знали, что украинский закон — как дышло.

В соответствии со статьей 16 Кодекса Украины о недрах, предоставление специальных разрешений на пользование недрами осуществляется после предварительного согласования с соответствующим советом народных депутатов вопроса о предоставлении земельного участка для указанных нужд, кроме случаев, когда в предоставлении земельного участка нет необходимости.

Такими согласованиями для ООО «Фореста» были решения Каменнобалковского сельского совета Николаевской области, Первомайского районного совета и Первомайской районной государственной администрации, которые были изданы еще в 2004 году и на момент получения Специального разрешения не утратили свою силу. Невзирая на эти согласования ООО «Фореста», Первомайская районная государственная администрация в 2007 году передала безвозмездно в собственность 27 жителям села Каменная Балка земельные участки, под которыми, — Каменнонобалковское месторождение.

ЗАКОН ДЛЯ/ОТ ОЛИГАРХОВ

Особое удивление вызывает тот факт, что государственные акты на эти земельные участки были сразу же выданы, зарегистрированы, а в течение недельного срока проданы по договорам купли-продажи одному гражданину, де-факто владеющему большей половиной земель на Первомайщине, соучредителю и основателю предприятий: ООО «Агрофирма Корнацких», ООО «Юридическая фирма Корнацких», ЧП «Стройфирма Корнацких», депутата Первомайской районного совета.

Получив в собственность 27 земельных участков, бизнесмен с 2007 по 2012 год использует их не по целевому назначению, создает препятствия ООО «Фореста» для осуществления добычи полезных ископаемых, указанных в Специальном разрешении. На неоднократные предложения руководства ООО «Фореста» по поводу возможности совместного использования земель для добычи полезных ископаемых Корнацкий безосновательно давал отказ. Тем самым он создал ситуацию, при которой невозможно осуществлять добычу полезных ископаемых, бюджет Николаевщины мог бы получать дополнительные доходы в виде налогов, а люди — рабочие места.

Позиция как Николаевской областной прокуратуры, так и Первомайской прокуратуры Николаевской области направлена на недопущение нарушения государственных интересов. В связи с этим прокуратурой Первомайского района еще в конце 2008 года было подано 27 исковых заявлений в интересах государства к господину Корнацкому А.О. о признании недействительными как государственных актов на право собственности на земельные участки, так и договоров об отчуждении этих земель в интересах упомянутого выше гражданина.

К сожалению, за четыре года лишь по одному судебному делу есть решение в интересах государства и ООО «Фореста». Так, решением Апелляционного суда Николаевской области от 19.01.12 года прекращено право собственности на один земельный участок господина Корнацкого А.О. Остальные 26 судебных дел находятся в производстве Первомайского горрайсуда. Но, по мнению директора ООО «Фореста», положительного результата здесь не стоит ожидать, поскольку этот суд допускает грубые процессуальные ошибки, нарушает нормы материального права, неоднократно останавливает и возобновляет производство по делам.

НЕСОГЛАСОВАННЫЕ СОГЛАСОВАННОСТИ (ЯЗЫК ЗАКОНА)

В Земельном кодексе и кодексе Украины о недрах существует ряд правовых норм, которые не согласованы между собой, а следовательно, могут противоречить друг другу. Это приводит к конфликтам и, в частности, к ситуации, в которой сегодня оказалось ООО «Фореста».

Так, в соответствии с частью 4 статьи 66 Земельного кодекса Украины, предоставление земельных участков для нужд, связанных с пользованием недрами, осуществляется после оформления в установленном порядке прав пользования недрами и восстановления земель согласно утвержденному проекту рекультивации на ранее отработанных площадях в установленные сроки.

В статье 16 Кодекса Украины о недрах говорится, что предоставление специальных разрешений на пользование недрами осуществляется после предварительного согласования с соответствующим Советом народных депутатов вопроса о предоставлении земельного участка для указанных нужд, кроме случаев, когда в предоставлении земельного участка нет необходимости.

Возникает вопрос: «Является ли предварительное согласование вопроса о предоставлении земельного участка для нужд добычи полезных ископаемых документом, предоставляющим приоритетное право надропользователю для оформления прав на землю?». На этот вопрос закон не дает ответа.

Верховной Раде Украины нужно безотлагательно внести изменения в законодательство относительно урегулирования этого вопроса, поскольку от его решения зависит в том числе и пополнение бюджета для социальных программ Президента Украины, ведь в добычу полезных ископаемых инвестируют средства преимущественно иностранные компании.

Наконец возникает вопрос, который выходит за рамки права и переходит в более широкую, соцоополитическую плоскость: будут ли иностранные инвесторы заинтересованы в развитии экономики Украины, если для них будут создаваться искусственные препятствия? Если государство не желает привлекать иностранцев к добыче полезных ископаемых, почему же оно само не эксплуатирует месторождения? Что делать иностранной компании, которая желает осуществлять добычу полезных ископаемых в Украине, но уже знает о том, что будут соответствующие препятствия?..

На эти вопросы прежде всего должны находить ответы чиновники, народные депутаты, но, к сожалению, государство очень медленно двигается в направлении усовершенствования законодательства в сфере добычи полезных ископаемых. Остается надеяться, что новый закон о либерализации рынка полезных ископаемых, который сегодня готовит парламент, решит эти вопросы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать