Перейти к основному содержанию

Притча-гротеск о войне

Впервые в Киеве новинка Берлинского филармонического оркестра — Le Grand Macabre («Великий мудрец»)
20 апреля, 10:35
LE GRAND MACABRE («ВЕЛИКИЙ МУДРЕЦ») — ЭТО ЗАХВАТЫВАЮЩЕЕ ШОУ, ПОСТАВЛЕННОЕ, КАК ПАРОДИЯ НА ШОУ / ФОТО ИЗ АРХИВА БЕРЛИНСКОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

Накануне годовщины Чернобыльской трагедии, 24 апреля, в арт-пространстве Plivka будет показана запись оперы Le Grand Macabre («Великий мудрец») — одной из важнейших для истории новой музыки партитур венгерского композитора Дьердя Лигети (1923—2006 гг.).

«Музыка существует сама по себе, задача композитора — только определить рамки для ее существования», — говорил маэстро. Впервые Лигети прославился в 1961 году оркестровой пьесой «Атмосферы», которая позже вошла как саундтрек в фильм «Космическая одиссея 2001 года» Стенли Кубрика. Существенный резонанс имела постановка его оперы «Великий мудрец» (1975—1977 гг.) и исполнение ряда концертов для разных инструментов с оркестром, а также Реквиема.

Опера Le Grand Macabre является гротесковой притчей о войне, обогащенной элементами театра абсурда, средневекового танца смерти и дикого карнавального зрелища. Композитор верил, что благодаря зрительскому переживанию этого произведения можно преодолеть страх смерти.

Киевские меломаны увидят запись, которая была сделана во время концертов Берлинского филармонического оркестра под управлением главного дирижера Саймона Реттла 18 и 19 февраля 2017 года. Особенность постановки оперного режиссера Питера Селларса в том, что вместо сказочного Брегельленда — места, где происходят события, постановщик переносит сюжет в современность — во время конгресса по... ядерной энергетике.

Написанная в середине 1970-х, но укорененная в либертарианской социалистической идеологии 1960-х, опера  выступает как антитеза не только политического, но и музыкального доктринерства, считают музыковеды, которые побывали на премьере. Музыка Лигети, с одной стороны, шутливо обыгрывает многочисленные оперные клише — от Моцарта и Россини до Оффенбаха и Верди, а с другой — решительно противостоит рациональному, математически-расчетному догматизму его современников, а одно время даже соратников по авангарду середины века — Карлхайнца Штокгаузена и Пьера Булеза. Подход Штокгаузена к композиции Лигети сравнивал с «советскими пятилетками».

На экран проектируются мрачные индустриальные пейзажи, взрывы ядерных бомб на атолле Бикини, игриво размахивает хвостом корова, которая мирно пасется возле Чернобыльской АЭС. Особенное впечатление производит карта ядерного мира, которая постоянно наполняется: от первых одиночных испытательных взрывов в Неваде и бомбардировок Хиросимы и Нагасаки — до нынешних разбросанных по всем странам и континентам десятков полигонов и сотен и тысяч реакторов.

«Когда Лигети написал свою оперу, все считали, что это рефлексия на прошлое, что она рассказывает о безумии, которое не может повториться. Сейчас всем очевидно, что он попал в «десятку», — цитирует bbc.com слова постановщика оперы, американского режиссера Питера Селларса.

В главной партии Некроцаря зрители увидят британца с украинскими корнями Павла Гуньку. Нине этот певец является одним из ведущих баритонов современной оперной сцены и художественным руководителем проекта «Искусство украинской песни», целью которого является создание антологии из более 1000 украинских классических песен 26 украинских композиторов (об этом «День» писал в № 55, 2016 г.).

Показу оперы будет предшествовать короткая лекция музыковеда Любови Морозовой.

Трансляция состоится благодаря сотрудничеству Goethe Institut в Киеве, который выступает частью проекта Берлинского филармонического оркестра DigitalConcertHall, и пространству Plivka. Вход бесплатный.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать