Сколько до победы?
«Должна быть стратегия, в которую входит довольно много составляющих компонентов, в том числе невоенного характера», — эксперт![](/sites/default/files/main/articles/27042017/4soldat_0.jpg)
В четверг в Киеве состоялся Украинский форум по обороне и безопасности’17. Недавно уже проводился 10-й Киевский безопасностный форум. Но, к сожалению, отработкой какого-то более-менее четкого алгоритма безопасностной стратегии он не отличился. Та площадка выглядела больше как клуб, где можно было не столько предметно обсудить актуальные проблемы безопасности и обороны, сколько просто поговорить на заданные темы. Второй украинский форум по обороне и безопасности носил характер большей конкретики и даже остроты, в частности с подачи западных гостей. Тон дискуссии, так сказать, был задан с его открытия. Главный акцент обсуждений — инвестиционные возможности отечественного рынка обороны и безопасности. Во-первых, военные руководители рассказали о планах, а следовательно — о спросе на соответствующие разработки и технологии, во-вторых — производители рассказали об условиях и способности удовлетворить упомянутый спрос, в-третьих — инвесторы поделились, насколько готовы к вкладыванию активов в те или иные проекты. И все это в русле конкретной проблематики и вызовов гибридной агрессии со стороны РФ.
Стоит вспомнить, что первый такой форум состоялся более года назад — 18 февраля 2016-го. Таким образом, этот форум, который организован компанией A7 CONFERENCES под патронатом Министерства обороны Украины и Государственного концерна «Укроборонпром», по мнению его организаторов, стал ведущей платформой для диалога власти и бизнеса.
Вчера на открытии мероприятия председатель рабочей группы по вопросам безопасности от Украины в Трехсторонней контактной группе в Минске Евгений Марчук четко очертил базовый спектр вопросов, на которые необходимо дать ответы уже сейчас. Марчук считает, что на подобных встречах «необходимо, кроме сугубо промышленных и военных вопросов, пытаться дать ответы на такие вопросы, на которые сегодня в публичной сфере пока окончательного ответа нет. Какова стратегия нашего поведения с Россией хотя бы на пять лет? Конечно, есть очевидная вещь — война. Но должна быть стратегия, в которую входит достаточно много составляющих компонентов, в том числе невоенного характера. Какой будет граница на 5, 7, 10 лет с РФ? Граница не только в физическом смысле, но и в экономическом. Какова роль российского бизнеса в Украине? И многие другие вопросы. Кроме того, нам нужно дать ответ на следующий, в какой-то мере философский вопрос. А именно: война и демократия не очень хорошие соседи. Но Украина, к сожалению, переживает уникальную ситуацию, ведь никто из европейских стран такого не переживал — де-факто имеем специфическую войну и при этом процесс демократизации украинского общества, реформы в политической, судебной системах и тому подобное. А как жить с демократическими принципами в войне с врагом, который демонстративно этими демократическими принципами не руководствуется? Ответы на эти вопросы должны быть понятны не только для руководителей государства, но и для подавляющего большинства граждан. Проще говоря, если воевать будет только Генштаб и только Министерство обороны, мы эту войну не выиграем. Это мое личное мнение. Безусловно, без Генштаба, без ВСУ мы ее тоже не выиграем. Что это значит? Это значит, что РФ воюет против Украины не только вооруженными силами. Сейчас для специалистов очевидно, что в противостоянии, в специфической войне РФ против Украины очень сместился акцент в сторону специальных операций, специальных служб. Готова ли Украина в полном объеме выстоять? Готова. Но еще многое нужно сделать. Я уже не говорю о медийных войсках России и нашей медийной украинской сфере. У нас очень неравные силы и очень непростая в этом смысле ситуация. Конечно, без мощных, современных, модернизированных Вооруженных сил нам тоже не выстоять в этой войне».
Евгений Марчук как участник контактной группы в Минске в безопасностной сфере поделился особенностями переговоров с РФ. «Будем надеяться, что для переговорного процесса эти встречи будут иметь практическое значение, поскольку переговоры с РФ в Минске являются едва ли не единственным публичным инструментом, — сказал Евгений Марчук. — Я имею в виду минский переговорный процесс Нормандской четверки. Во время переговоров с российской стороны используется аргументация, если говорить откровенно, иногда достаточно непростая для того, чтобы создавать давление на Украину. Но, как правило, всегда завершаются эти заседания, независимо от результата, обменом, фигурально говоря, ресурсами. Противопоставляются аргументы, за которыми человеческие, экономические и прежде всего военные ресурсы. Аргументы, за которыми только слова, воинственная риторика, святая патриотическая смелость, как правило, не работают».
РИСУНОК НИКИТЫ ТИТОВА
Панельные дискуссии на мероприятии касались тем усиления экономического потенциала Украины путем трансформации сектора безопасности и обороны; бизнес-сферы, касающейся обороны, реформ, инвестиций и экспорта; обороны в воздухе, на земле, море, а также неотложной сферы, которая в современных условиях вышла на форвард актуальных тем — киберпространства и информационных технологий.
В общество определенные эксперты (которыми стали многие из тех, кто в жизни не имел отношения к армии) часто вбрасывают разного рода темы, требующие профессиональной оценки, в частности тему о введении военного положения на востоке Украины. Действительно, военное положение было необходимо вводить и по объективным, и по правовым причинам еще весной или хотя бы летом 2014 года, когда нужно было максимально подчинить, аккумулировать и организовать все силы для возобновления контроля по всей территории Донбасса. Это, кстати, не означало игнорирования пожеланий и требований местного населения, якобы интересы которого пытались представлять марионетки Кремля. Вообще «военное положение» многими очевидно демонизировалось. Но теперь, на третьем году войны, мы имеем новые условия, которые заключаются в том числе во взятых украинской стороной обязанностях. С другой стороны, восток Украины фактически уже существует в частичных условиях военного положения, которые официально нигде не прописаны. Власть пошла по пути создания так называемых Военно-гражданских администраций, что уже говорит об особых условиях властного представительства на востоке Украины в двух областях. Евгений Марчук считает, что «введение военного положения — это чрезвычайно острая, ответственная и сложная процедура... Совершенно не исключается, что Россия может спровоцировать Украину. Россия может это сделать, исходя из логики ее прежнего поведения — как бы это сейчас не казалось невероятным. И будет правильным решение относительно введения правового режима военного положения. Возможно, не на всей территории».
В свою очередь заместитель министра обороны Украины Игорь Павловский заявил на форуме: «На сегодняшний день в случае развития конфликта на востоке Украины, в случае введения военного положения ВСУ, подтянув подготовленный резерв, полностью в состоянии выполнить требования руководства государства в части подтягивания и разворачивания для полного его применения. Здесь проблем нет». При этом Игорь Павловский отметил, что благодаря Минским соглашениям ВСУ имели возможность достичь качественно нового уровня.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
«Общество готово к чему угодно, но общество хочет видеть четкие установки и диалог, — сказал руководитель проекта «Реформа системы жилищного обеспечения» Глен Грант, комментируя вопрос относительно того, готовы ли украинцы к введению военного положения. — Но общество сейчас очень отделено от Генштаба. Это видно по тому, как сначала добровольческие батальоны взяли на себя важную роль обороны, а затем власть эти батальоны начала отбрасывать». Последняя тема, разумеется, требовала отдельной дискуссии, ведь, как известно, добровольческие батальоны, при всей их позитивной роли, на первых шагах войны часто превращались в автономные отряды, что крайне усложняло координацию оборонных действий. Безусловно, существовал риск также превращения некоторых из этих отрядов в «банды» в результате отсутствия надлежащего контроля и дисциплины в условиях войны. Тем не менее упомянутые добровольческие батальоны прошли необходимые этапы для того, чтобы стать в целом частями единой оборонной системы.
Что касается способности Украины и в том числе оборонного комплекса выполнить требования Президента о соответствии украинского войска стандартам НАТО до 2020 года, представители производителей военной техники заявили, что в Украине нет органов сертификации, лабораторий, оборудования и специалистов, которые были бы аккредитованы и могли эти критерии официально «на бумаге» признать. По мнению председателя Совета директоров ПрАТ «Научно-производственное объединение «Практика» Олега Высоцкого, для этого пока ничего не делается. Соответственно, какие бы инновации ни происходили и сколько бы испытаний ни проводилось, задокументировать соответствие натовским стандартам нет возможности.
Директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак, который на Форуме представлял Лигу оборонных предприятий Украины, отметил, что «либерализация рынка вооружений в Украине является жизненной потребностью обеспечения безопасности и обороны Украины, реализация которой может помочь обеспечить Вооруженным силам и ДВФ Украины современным вооружением и военной техникой на 50%. Остальные 50% можно обеспечить только за счет военно-технического сотрудничества с западными странами». По мнению Валентина Бадрака, «нужно творить историю успеха в вопросе развития ВТС со странами ЕС и НАТО и оснащения за счет этого ВСУ и ДВФ передовыми высокотехнологическими образцами ВВТ иностранного производства».
На форуме выступили многие эксперты, представители власти и оборонного комплекса. Были обсуждены вопросы миротворческой миссии (оказывается, на ее содержание нужен бюджет 900 млн евро в год), проблематика с перекрытием энергоснабжения на оккупированные территории, секретности военных и стратегических объектов и тому подобное. Актуальным остался вопрос разработки четкой стратегии, в основе которой лежит не просто построение качественной обороны, а в нынешних условиях войны — победа.
Выпуск газеты №:
№75-76, (2017)Section
Подробности