«Это был настоящий ад!»
Из одного небольшого волынского села Терешковцы свыше 20 человек погибло под стенами луцкой тюрьмы 23 июня 1941 года23 июня — очередная скорбная годовщина расстрелов украинских националистов в Луцкой тюрьме.
«УКРАИНУ ЗАПУТАЛ КРАСНЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ»
В 1939 году в Терешковцы из Галичины прибыл Григорий Ковальчук. Вскоре стал зятем в семье Марчуков. Григорий был человеком образованным и понимал, что Украина должна быть свободной. И свое виденье задумал передать терешковчанам. Вокруг себя он объединил молодых людей 16—35 лет. Их было 22.
Ребята, чтобы вступить в группу Ковальчука, платили взносы. Какой была сумма — никто не помнит (потому что членов группы нет среди живых). Только дочь казненного в Луцкой тюрьме Александра Порванского Вера Зайцева вспоминала: «Отец был совсем неграмотным. За что погиб — не знаю. Но мама говорила, что он ходил к Ковальчуку, и за это заплатил два рубля».
Ребята регулярно собирались на сходки. Проводили их тайно в лесу вблизи села или просто на лугу, посреди поля. Григорий Ковальчук читал присутствующим произведения Шевченко, статьи из брошюр и газет, убеждая их, что Украина должна быть свободной. Кружковцы слушали, верили словам своего руководителя, мечтали о счастливом будущем украинского народа. Кто умел читать — читали, а кто умел писать — переписывали себе в тетрадь наиболее интересное о свободе Украины.
Дочь оуновца Ивана Порванского София Тимощук вспоминала, что иногда отец давал ей переписывать какие-то конспекты. В частности, помнила, что писала: «...Україну заплутав червоний імперіалізм...»
ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ СМЕШАЛИСЬ
В канун 1941 года Григория Ковальчука выдали власти. Его арестовали и заставили назвать единомышленников. Начались аресты.
Каждую ночь арестовывали по 2—3 человека. Люди жили в страхе и тревоге, потому что забирали совсем молодых и невиновных ребят. Все арестованные были заключены в Луцкой тюрьме. Пятерых приговорили к казни: Григория Ковальчука, Степана Гуцика, Александра Илова, Марка Лотоцкого, а пятого никто не помнит. Всех остальных должны были вывезти на каторгу, но в Луцк уже подходили нацисты. Приговор суда был все еще не выполнен. В тюрьме назревало волнение. 23 июня узников согнали в одно помещение, где было тесно и душно. Началась жестокая расправа.
Поднялась стрельба. Смешались живые и мертвые. Кровь брызгала по стенам, части человеческих тел и внутренностей разлетались в разные стороны — это был настоящий ад. Там и погибли 20 терешковчан — членов группы Ковальчука.
Двое терешковчан во время расстрела очутились под труппами и чудом остались в живых — это Михаил Антонюк и Григорий Захарчук. Они вернулись домой (а шли полями две недели!) и до конца своих дней прожили в Терешковцах.
Михаил Антонюк вспоминал: «Когда все утихло, я осознал, что жив. Я слышал, как трижды кто-то командовал: «Кто жив — встать!». Но я не вставал. Только поздно ночью выбрался из-под трупов, весь в крови и грязи. Начал добираться домой. Родные не поверили своим глазам, но я был жив!».
«МЫ ИХ ЛЮБИМ И ПОМНИМ»
Сын Григория Ковальчука Евгений вспоминал, что отца считали виновным в расстреле всех заключенных терешковчан: «Натерпелись больше, чем достаточно. Но я убежден, что мой отец не хотел зла людям и был активным борцом за свободную Украину. Он достоин только благодарности и почета».
Вспомнили о жертвах кровавой расправы только на заре независимости.
«Как только появилась возможность, — вспоминает местный историк Тамара Середа, — мы сразу начали упорядочивать списки, искать родственников погибших политзаключенных. Тогда люди еще не до конца понимали, зачем мы это делаем. А перед нами открывались все новые и новые факты о деятельности ОУН в Терешковцах». Тамара Середа и поныне бережет наиболее интересные сведения о национально-освободительной борьбе ХХ века на Гороховщине.
В 1997 году благодарные жители села установили напротив церкви монумент с надписью: «Вечная память павшим за Украину». «Мы их любим и помним!» — безоговорочно говорят каждому терешковчане. День 23 июня каждый раз будет напоминать жителям Терешковцев, что когда-то лучшие сыновья села отдали жизнь за национальную идею.
P.S. Несколько недель назад в Луцке во время раскопок в Старом городе нашли останки расстрелянных 23 июня 1941 года. Возможно, там навечно упокоились и терешковчане.