Родоначальники дома Острожских
Как возрождали Королевство РусскоеИмя князя Данила, первого известного представителя династии Острожских, теряется в глубине веков. Знаем о нем немного. Но даже скупые сведения, дошедшие до нас, указывают на то, что это был незаурядный человек, сыгравший в истории Украины XIV в. заметную роль.
Первое упоминание о нем приходится на 1340 г. Тогда был отравлен правитель Русского королевства Юрий-Болеслав Тройденович. После себя он не оставил наследников. Этим воспользовался польский король Казимир ІІІ, который имел некоторые права на престол этого государства. Собрав войско, он пошел на земли Руси. Ему удалось захватить Перемышль, а затем Львов. Польские хронисты писали, будто Казимир вывез из Львова большие сокровища, в том числе две короны и другие королевские регалии. Насколько эта информация об ограблении королем Львова соответствует действительности, сказать сложно. Львов хотя и был большим торговым (а, соответственно, обеспеченным) городом, все же правители королевства Русского выбрали в качестве резиденции другой город — Владимир на Волыни. По крайней мере Юрий-Болеслав и его предшественники правили именно из этого города.
Однако захват поляками Львова стал сильным ударом по королевству Русскому. Ведь к середине XIV в. этот город был не только ведущим торговым, но и политическим центром Галичины. Кто владел Львовом, тот мог претендовать на эту землю.
Невзирая на хаос, воцарившийся в Русском королевстве после кончины Юрия-Болеслава, нашлись силы, которые решили бороться против экспансии поляков. Их возглавил боярин Дмитрий Дедько (или Дядько) и князь, который фигурирует в документах как Daniel de Ostrow. Этого князя отождествляют с Данилом Острожским, считая, что хронисты спутали написание Ostrow с Ostrog. Хотя на пограничной территории между Волынью и Галичиной существовал городок Остров (около Белза), откуда происходит галицкий благородный род Островских.
И все же будем считать, как и большинство исследователей, что в сообщениях хронистов о событиях 1340 г. речь идет именно о Даниле Острожском. По крайней мере о существовании князей (не шляхтичей!) Островских нам ничего не известно. Рассказывается о том, что Данило Острожский вместе с Дмитрием Дядько направились к татарам, к их правителю — хану Узбеку. Последний принадлежал к наиболее могучим владыкам Золотой Орды. Имея значительные военные силы, он вмешивался в дела Восточной Европы.
Дмитрию и Данилу удалось договориться с ханом Узбеком о военной помощи. Благодаря этому они прогнали польских оккупантов. Судя по документам, дошедшим до нас, реальным правителем на Галичине стал Дмитрий Дедько. Какова была роль князя Данила, сказать что-то определенное не можем. Такая ситуация сохранялась до 1349 г., пока не умер Дедько. Именно в этом году король Казимир опять устроил наезд на Галичину.
Началась длительная борьба за наследство Русского королевства между Казимиром, с одной стороны, и князем Любартом, который имел поддержку на Волыни. Данило Острожский воевал на стороне последнего. Об этом, в частности, свидетельствует соглашение между Любартом и королем Казимиром, датированное 1366 г. Данное соглашение распределяло земли бывшего Русского королевства между этими двумя владыками. Со стороны Любарта оно было скреплено печатями пяти самых значительных лиц княжества. Среди них — печать «князя Данилия». Она является второй (после луцкого епископа Арсения) и первой среди лиц светских. Показательно, что среди четырех светских властителей, которые скрепили своими печатями соглашение, лишь Данило назван князем. То есть он принадлежал к княжескому роду, который, вероятно, имел местное происхождение.
В конце XVI — в начале XVII вв. в исторических трудах и произведениях панегиристов распространяется тезис о том, что князья Острожские происходят от Данила Романовича. Этого князя даже отождествляли с Данилом Острожским. Современные исследователи в целом склоняются к мысли, что Острожские происходили из рода волынских князей Романовичей. Если это действительно так, то Данило будто был «останком» Русского королевства. Романовичи в ходе войны за наследство этого государства потеряли великокняжеский престол, но Данило решил перестраивать свое княжество. Из документов известно, что ему принадлежали такие пункты на Волыни, как Корец, Заслал, Хлапотин, Иванин (в состав которого входило Дубно), Крестовичи, Красное, Крупа. Домоначальным градом Данила и его преемников стал город Острог, который построил этот князь. Вероятно, именно он начал сооружать здесь замок, который его потомки превратили в основательную твердыню.
Князь Данило владел своей печатью с гербом, который включал основные элементы большого герба князей Острожских. Последний дошел до нас и хорошо известен исследователям. В целом Данила можно трактовать как автономного правителя, который предоставлял письменные распоряжения, грамоты, скрепляя их своей печатью. Имел он и свои вооруженные отряды, которые использовал в войне с поляками.
Деятельность по возведению Данилом своего княжества со временем дала эффект. Владения Острожских при его потомках заметно увеличились. В конце XVI — в начале XVII вв. они охватывали значительные территории современной Украины и Беларуси. Острожские стали одними из самых влиятельных князей-магнатов в Речи Посполитой, а их двор — крупным центром политической, культурной и религиозной жизни. Такая деятельность будто «возродила» Русское королевство. Острожские де-факто считали себя независимыми правителями. И в самом деле, типологически их княжество ничем принципиально не отличалось от аналогичных государственных образований — княжеств и герцогств Священной Римской империи или Французского королевства времени Средневековья.
ЗАГАДКИ СВЯТОГО ФЕДОРА
К одним из первых князей династии Острожских принадлежал Федор (Федько). Он был сыном князя Данила, который имел свои владения на Волыни, в т.ч. и Острог. В соответствии с грамотами, предоставленными королем Ягайлом в 1386 и 1390-х гг., а также королевой Ядвигой в 1393 г., Федору, кроме Острога, принадлежали земли на южной Волыни. Считается, что в последние годы жизни князь отошел от мирских дел, принял монашеский постриг под именем Феодосия в Киево-Печерском монастыре, стал схимником, вел праведную жизнь и его похоронили в дальних пещерах этой обители. Судя по записям Киево-Печерской летописи, монашеский чин приняла также его жена Агафья (в монашестве — Агриппина).
После смерти князя Федора Острожского его канонизировали как преподобного Феодосия (день почитания святого приходится на 11/24 августа, чествовался он также в соборе Волынских святых 10/23 октября). В одном из давних кондаков говорится о Федоре-Феодосии, что он имел, став монахом, «смиренный послух и безмолвную жизнь». Икона с изображением преподобного находилась в Пятницкой церкви Острога.
Однако в православной литературе конца XVI — начала XVII вв., где прославляются князья Острожские, имя святого Феодосия отсутствует. Упоминание об этом князе есть в поэме придворного поэта князей Острожских, которая называется «Про Острозьку війну під П’яткою проти низових» (1600). В этой поэме князь представлен не как благочестивый православный подвижник, а как полководец:
«Федора, князя Острозького,
доблесть воєнна частіше
Сяяла: хай же засвідчить Поділля,
багате полями,
Скільки ворожих військ бачив
і скільки розбитих загонів».
Некоторые историки считают, что Федор был защитником Вильно (Вильнюса), столицы Великого княжества Литовского, от войск крестоносцев, возглавляемых Конрадом Валленродом. Также он считается участником Грюнвальдской битвы 1410 г., оборонял украинские земли от татарских нападающих. Не зря в поэме «Про Острозьку війну під П’яткою проти низових» о нем говорится, что он воевал на Подолье. А именно этот край часто становился полем боя между русскими войсками и татарами. Таким образом, документальные свидетельства, скорее, дают нам основания считать, что Федор прославился военными подвигами, а не благочестием.
Не сохранилось и народных легенд, где бы Федор предстал как ревнитель православия.
Существует мнение, будто Федора (в монашестве Феодосия) канонизировали уже после того, как род Острожских прекратил свое существование — то есть не осталось его потомков по мужской линии. Случилось это во времена митрополита Петра Могилы. Этот иерарх пытался создать пантеон православных святых, связанных с Киево-Печерской лаврой. Для него важно было канонизировать также представителей русских аристократических родов. Тем самым демонстрировалось, что Русь — это не только крестьяне, плебеи, но также князья. Особенно важно было канонизировать представителя дома Острожских. Ведь до недавнего времени князья этой династии были известны как ревнители православия, основатели православных храмов и монастырей. Для этого хорошо подходила фигура князя Федора, поскольку он был похоронен монахом в Киево-Печерском монастыре.
Правда, почему-то это лицо фигурирует как святой Федор, а не Феодосий. И это кажется странным.
Хотя не только это. Католики начали распространять слухи, будто Федор оказывал уважение католичеству и даже демонстрировал свое расположение к этому вероисповеданию. Ему приписывали основание костела и монастыря доминиканцев в Остроге. Однако все эти сведения о симпатиях Федора имеют, скорее, легендарный характер. Документально они не подтверждены.
Можно допустить, что имя Федора стало объектом идеологического противостояния между православными и католиками. Некоторые потомки князей Острожских пытались представить Острожских как таковых, которые были благосклонны к католицизму. Дошло даже до того, что внучка «стовпа православ’я» Василия-Константина Острожского, Анна-Алоиза Ходкевич, даже перекрестила по католическому обряду останки своего отца — Александра. Соответственно, адепты православия, в частности митрополит Петр Могила, в окружении которого было немало острожан, тоже претендовали на идейное наследие дома Острожских. В этом контексте полностью понятной является канонизация этим иерархом князя Федора.
Как видим, этот князь после смерти «продолжил свою жизнь», но уже как определенный символ и как объект борьбы между православными и католиками за религиозно-культурное наследие дома Острожских.
Выпуск газеты №:
№110-111, (2017)Section
История и Я