Тест на дружественность
Почему президент Анджей Дуда не пригласил Порошенко на саммит Межморья с участием Трампа
Похоже, польско-украинское партнерство сейчас переживает очередное испытание относительно по-настоящему дружественного и доверчивого отношения между обеими странами. Поводом в этот раз стало нежелание официальной Варшавы пригласить украинского Президента Петра Порошенко на саммит Межморья, который состоится в Варшаве 6 июля при участии президента США. И это выглядит очень странно — как без Украины можно обсуждать проект, объединяющий три моря: Балтийское, Черное и Средиземное.
В частности вот что написал Александр Маслак на своей странице в Facebook: «6 июля Трамп примет участие в саммите глав государств Триморья (стран между Балтикой, Черным морем и Адриатикой) в Варшаве. Главы Украины на этом саммите не будет. У нас верят в святого Макрона, Сороса и немецкое посольство».
В посольстве Украины в Польше сообщили «Дню», что приглашение Порошенко на этот саммит так и не поступало. Собеседник отметил, что «поляки должны были пригласить Украину, если хотят говорить об Украине и безопасности в регионе в кругу Межморья или с Трампом на мероприятиях в Варшаве. Это было бы логично и отвечало бы их же формуле: «Ничего о нас без нас».
Не исключено, что такой поступок Варшавы может стать определенным отрезвлением для многих в Украине, кто до сих пор называет Польшу адвокатом Украины. И как ни странно, глава украинского государства Петр Порошенко также считает соседнюю страну адвокатом. В частности, в начале декабря прошлого года он поблагодарил Польшу за адвокацию Украине в Европейском Союзе. Об этом в Twitter сообщил пресс-секретарь президента Святослав Цеголко.
И это более чем странно, потому что даже предыдущий польский посол Генрик Литвин заявил, что не считает Польшу «адвокатом Украины». «Мне не очень нравилось слово «адвокат» относительно Польши, потому что адвокат — это профессионал, который за свою работу берет деньги и работает для каждого, кто ему эти деньги платит. То, что делала и делает Польша, — совсем другое», — заявил дипломат в интервью агентству УНИАН от 13 июля 2011 года.
Поэтому, видимо, лучше было бы использовать слово «лоббист» или «друг Украины в ЕС». Тем более, что существует группа друзей Украины в ЕС, с которой Киев должен активно работать, чтобы продвигать свои интересы в евросообществе.
Кроме того, Киеву стоит больше в общении с Варшавой напоминать полякам слова Ежи Гедройца: «Нет свободной Польши без свободной Украины».
И следует также напомнить, что свой вклад в решение сложных польско-украинских отношений сделала газета «День»: в 2004 году в ее Библиотеке вышла книга «Війни і мир, або «українці — поляки: брати/вороги, сусіди...», составленная известными украинскими историками — Виктором Горобцом, Владимиром Панченко, Юрием Шаповалом под общей редакцией Ларисы Ившиной.
В предисловии к польскоязычному изданию известный польский диссидент и журналист Адам Михник отметил: «Разговор об истории сложный, но необходимый. Вопрос в том, чтобы направить свое мнение в будущее, чтобы осознать, как много у нас совместных ценностей и интересов, а также — как много мы вместе можем достичь». Поэтому, наверное, и польским, и украинским политикам, которые интересуются такой сложной темой и хотят развития дружеских и тесных отношений, стоит воспользоваться этим интеллектуальным капиталом.
«День» обратился к украинским и польским экспертам с просьбой прокомментировать ситуацию с проведением саммита Межморья и объяснить, почему участие Украины в этом форуме является важным.
«НЕТ КОНСЕНСУСА СРЕДИ УЧАСТНИКОВ, НО...»
Алена ГЕТЬМАНЧУК, директор Института мировой политики, Киев:
— Нет консенсуса среди участников встречи по поводу Украины. Некоторые настояли, что встреча в этом формате должна проходить только для стран-членов ЕС. Таким образом они пытались сделать этот формат менее геополитическим, что также можно перевести на человеческий язык как «не нацеленный против России». Есть серьезные основания считать, что Порошенко был готов принять участие во встрече, даже когда она еще должна была проходить во Вроцлаве, а не в Варшаве, и без Трампа. Теперь остается надеяться, что американцы смогут объяснить партнерам из Центральной Европы, почему участие Украины является важным. Известно, что президент Польши Анджей Дуда ссылается на отсутствие консенсуса среди других стран, но если бы очень хотел, то как хозяин встречи, очевидно, нашел бы правильные аргументы.
Вообще очень странно: год назад на День независимости польский президент активно приглашал Украину к участию в этом проекте, теперь оказывается, что Украина вообще-то и не очень желательна. Другой вопрос, что сама Украина не очень видит свою роль и свой добавленный вклад в эту инициативу. Ехать в Варшаву для очередного фото не нужно.
«НАШ ОБЩИЙ ИНТЕРЕС — ЧТОБЫ УКРАИНА БЫЛА ВКЛЮЧЕНА В КРУГ УЧАСТНИКОВ САММИТА МЕЖМОРЬЯ ВМЕСТЕ С ТРАМПОМ»
Ян ПЕКЛО, посол Польши в Украине:
— Я принимал участие во встрече спикеров Верховной Рады Украины Андрея Парубия и Сейма Республики Польша Марека Кухцинского в Трускавце несколько дней назад. И вопрос относительно приглашения Президента Украины на саммит Межморья был в повестке дня. С украинской стороны была передана просьба, что Киев был бы заинтересован, если бы Президента Порошенко пригласили на этот форум. Кухцинский обещал передать эту просьбу нашему президенту. Я не могу сказать о реальном результате на данный момент, потому что не знаю.
Хочу отметить, проблема в том, что этот саммит охватывает стран-членов ЕС, включая Вышеградскую группу, страны Балтии, Румынию. Некоторые из этих стран хотели бы говорить в таком тесном кругу.
Польская позиция заключается в том, что мы должны также включать наших партнеров из Восточной Европы, которые не являются членами ЕС. Честно, говоря, я не знаю, каким будет окончательное решение. А оно в известной степени также зависит от самого Трампа.
— Почему так?
— Ведь с ним также нужно советоваться в связи с тем, что это международное событие. И чтобы все состоялось должным образом, нужен полный список участников, который будет отправлен Трампу. И это не решение Польши или США, кого можно пригласить на этот саммит, а общее решение, потому что это наше общее мероприятие.
Хочу отметить, что между Кухцинским и Парубием состоялся интересный разговор о необходимости создания парламентской группы относительно сотрудничества в проекте Межморья при участии таких стран, как Грузия, Украина, Молдова, страны Балтии, Польша, Болгария, Румыния. Возможно, три страны Вышеградской группы — Венгрия, Словакия и Чехия — присоединятся к этому позже. Инициативу по созданию межпарламентской группы по делам проекта Межморья предложил Парубий. Особенно важна она с учетом потенциала развития инфраструктуры.
Если вы посмотрите на карту, то сейчас существует одно направление инфраструктуры: Москва — Берлин — Париж, который проходит через территорию Украины, Польши, страны Балтии. Мы заинтересованы в строительстве другой отличной инфраструктуры с Балтийского моря до Черного моря и потом до Средиземного моря. Это не оригинальная идея, так как она была предложена много лет назад польским политиком, князем Чарторыйским, и потом она стала идеей Пилсудского. Но тогда не было время для ее имплементации, мы его упустили.
И наш общий интерес — чтобы Украина была включена в круг участников саммита Межморья вместе с Трампом. Это интерес Польши, интерес Украины. И это единственный путь имплементировать этот проект, который объединяет Балтийское, Черное и Средиземное моря, возможно, с какой-то помощью ЕС. И важно отметить, что идея Межморья не является альтернативой ЕС или направленной против ЕС, как заявляют некоторые политики. Это инициатива стран восточного фланга, которым грозит Россия.
Ее реализация требует дипломатии и много встреч за закрытыми дверями, а также политической воли и больше мирной политической окружающей среды. А Россия нас постоянно отвлекает войной в Украине, потому что она боится этого проекта и более того — его успеха. И именно поэтому Россия лоббирует Северный поток-2, который строится вдоль прежнего Северного потока-1 и направлен против наших интересов, так как разрушает проект инфраструктуры от Балтики до Черного моря.
P.S.
Посол Польши в Украине Ян Пекло
В связи с тем, что опубликованное на сайте вашего издания "Тест на дружественность" высказывание не прошло моей авторизации, я обращаюсь с просьбой об опубликовании разъяснения:
«Мои ссылки на встречу Маршалка Кухчиньского с председателем ВР Парубием касались конструктивного разговора о взаимоотношениях между инициативой Триморья (а не довоенной геополитической концепции Межморья!) и Украины. Представленный в прессе контекст о роли президента Петра Порошенко на саммите лидеров государств этой инициативы в Варшаве с участием президента Дональда Трампа служит исключительно для построения неправильного вывода, что в регионе отворачиваются от Украины. Этого не происходит, о чем лучше всего свидетельствует хотя бы активное участие, в т.ч. Польши, в переговорном процессе и ратификации амбициозного AA/DCFTA, отмена визового режима для граждан Украины, визит в Киеве министров В. Ващиковського и Б. Джонсона, работа над саммитом Восточного партнерства в ноябре в Брюсселе.
Триморье является выражением решимости государств - членов Центральноевропейского региона в наверстывании мероприятий по развитию и модернизации транспортных, энергетических и других инфраструктурных сетей до уровня их развития в государствах Западной Европы, что направлено на повышение конкурентоспособности и безопасности всего Евросоюза. Поднятие виртуального вопроса членства Украины в Триморье служит критикам этой инициативы, которые хотят в ней видеть антироссийский проект или альтернативный в отношении к ЕС».
Выпуск газеты №:
№112, (2017)Section
День Планеты