БПП + НФ = ?
«Речь идет о том, как сохранить власть. К тому же технические объединения не являются ответом на вызовы времени», — заместитель председателя фракции «Блока Петра Порошенко»
В политических кругах заговорили о возможном объединении двух крупнейших парламентских партий — Блока Петра Порошенко и «Народного фронта». По словам заместителя председателя фракции НФ Андрея Иванчука, на данный момент по этому поводу идут переговоры. «Не нужно ожидать каких-то сенсаций, идут нормальные переговоры. Две фракции коалиции на сегодняшний день сотрудничают, как одна команда. Думаю, что это будет абсолютно логично. По моему убеждению — это будет объединение не только двух политических сил, а широкое объединение», — сказал он в интервью «РБК-Украина».
Иванчук не первый, кто высказывается по этому поводу. Ранее возможное объединение комментировал бывший председатель фракции БПП, а ныне генпрокурор Украины Юрий Луценко. «Это объединение не может быть на основе обломков той или иной провластной силы. Объединение БПП и НФ не дает ничего — партий станет на одну меньше. И что? Присоединим туда еще одну — и будет на две меньше. Это ничего не изменит. На мой взгляд, необходимо создание центристской политической силы, которая делает конкретные дела», — рассказал Луценко (ukr.lb.ua).
Сам Луценко, разумеется, побывал уже не в одной партии, которая «делает конкретные дела», и, как видим, не против создания еще одного проекта. Хотя относительно конкретных дел БПП и НФ есть вопросы. Напомним, что после досрочных парламентских выборов упомянутые партии сформировали самые большие фракции в парламенте и вместе с «Самопоміччю», «Радикальною партією», «Батьківщиною» создали коалицию, более того, подписали коалиционное соглашение, где даже определили конкретные даты выполнения ряда шагов. Но большинство из них не были выполнены. Не только в определенные сроки, но и до сегодняшнего дня. Например, изменение избирательного законодательства.
Кстати, после известной встречи Петра Порошенко, Виталия Кличко, Дмитрия Фирташа в Вене, о которой открыто заявил во время суда сам Фирташ, когда фактически было решено, кто будет президентом, а кто мэром Киева, члены «УДАРА» Виталия Кличко влились в ряды БПП и таким образом попали в парламент. Это самый свежий пример объединения, который имел целью закрепить за собой власть с помощью политического проекта и технологий. Главой БПП тогда стал Виталий Кличко, который в конце мая 2016-го заявил о сложении полномочий, но до сих пор формально остается официальным председателем партии.
Сегодня политическая конъюнктура изменилась, соответственно, ее игроки начали искать новые варианты кооперации. Итак, насколько реально объединение БПП и НФ? «Лично я не слышал о том, что сейчас речь идет об объединении БПП и НФ», — комментирует «Дню» заместитель председателя фракции БПП Анатолий Матвиенко. — Речь о том, как сохранить власть. В таком случае может быть всего лишь очередная техническая политическая сила, которая может повлиять на результат будущих выборов. Но в конечном итоге это ничего не даст в перспективе, ведь такие технические объединения не являются ответом на вызовы времени. К сожалению, когда при объединении ставится вопрос лидерства и обслуживания партией этого лидера, то тогда из двух объединенных партий образуется не одна, а минимум три, потому что в основе не сущность политической силы, а попытка создать лидерскую партию».
Что думают по этому поводу в «Народном фронте», для которого такое объединение в действительности более выгодно, ведь рейтинг партии, в отличие от БПП, близок к статистической погрешности? «Переговоры между БПП и НФ о том, чтобы идти на выборы едиными фронтами, шли еще летом 2014 года, — комментирует «Дню» народный депутат от НФ Антон Геращенко. — Команда Порошенко, Яценюка, Турчинова и Авакова шли вместе. Но не сложилось. Сегодня об объединении я слышал из заявлений отдельных депутатов в СМИ. Но решение по этому поводу не принималось. Поэтому перспективу объединения можно рассматривать как один из возможных вариантов развития событий. Однако реальных действий, которые бы говорили о том, что это возможно уже сейчас, нет. Но если говорить о таком объединении в перспективе, то объединяться, прежде всего, нужно против пророссийских сил. До 2014-го таких в Верховной Раде было много, сейчас гораздо меньше. Наша задача — не допустить, чтобы парламент попал под контроль РФ».
Но эксперт Института политического образования Александр Солонтай негативно оценивает возможность такого объединения. «Объединение БПП и «Народного фронта» невозможно, несмотря на то, что такие идеи в политическом дискурсе активно обсуждаются в последнее время, — дает комментарий «Дню» эксперт. — Это имеет как юридические, так и фактические основания. Стоит начать с того, что НФ получает финансирование из государственного бюджета и, очевидно, не захочет от него отказываться. К тому же процедуры объединения партий в Украине не существует. Поэтому «слепить» из двух партий третью в нашей стране невозможно. Никакой юридический инструмент такого объединения в Законе «О политических партиях» не прописан, несмотря на то, что это нужно. Проблема заключается также и в том, что по своему юридическому происхождению эти партии достаточно разные. Теперь де-факто. Если БПП — это, по сути, структура, которая принадлежит единолично Порошенко, другими словами, это его бизнес, то «Народный фронт» — это корпорация, в которой решение принимается коллективно, группой лиц, в частности Турчиновым, Яценюком, Аваковым. Поэтому очевидно, что объединение семейного бизнеса Порошенко с корпорацией нескольких людей из НФ в действительности является невыгодным для обеих сторон».
Выгодно ли такое объединение для страны? И вообще, в какой плоскости должна вестись дискуссия по этому поводу? «К сожалению, у нас нет идеологической партии, — говорит Анатолий Матвиенко. — У нас есть партии лидеров. Пока мы не создадим именно идеологическую партию, качественных изменений не будет. Партия должна иметь свою четкую идеологическую программу и понимание, какую Украину эта партия стремится построить. В соответствии со своей четкой программой, она должна формировать предложения и для президентов, и для правительства, и для других депутатов. Партия должна контролировать и помогать упомянутым лицам реализовывать эту программу. Лидеры партий должны переступить через свои амбиции и строить идеологическую партию — не для себя, а для будущего Украины. Способны ли они на это? Не знаю. Я знаю только, что это необходимо. Убежден, что в нынешних условиях нужна партия не националистическая, но консервативная, наподобие Республиканской партии в США. Лично я бы создавал партию, которая в сфере экономики должна быть либеральной, а в сфере идеологии с национальным стержнем. Пока мы такую нацию не образуем, мы не можем говорить, что существует сила, которая является ответственной за будущее Украины».
Правильно сказано. Но хотелось бы, чтобы теория совпадала с практикой. Ведь у нас, в парламентско-президентской республике, ключевую роль играет не Верховная Рада, а Администрация Президента. А все потому, что парламент — слабый, и причина этого — отсутствие сильных идеологических, то есть настоящих партий. Что мешало до сих пор, а особенно после Евромайдана, представителям нынешних провластных партий, к которым относится и Анатолий Матвиенко, строить идеологическую партию, а не политические проекты, которыми, по сути, являются и БПП, и НФ?.. Не сделали, потому что пошли проверенным путем старых подходов. Именно так пока выглядит и дискуссия вокруг возможного объединения этих двух партий.
Выпуск газеты №:
№113, (2017)Section
Подробности