Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Домашнее задание» от ЮНЕСКО

Киев получил отсрочку от «черного» списка при двух условиях: инвентаризация строительных объектов около Софии и Лавры и... принятие скандального генплана
14 июля, 13:37
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

На днях, 12 июля, в Кракове завершилась 41-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Официальные встречи и заседания — позади. Впереди у Украины — ряд домашних заданий в виде рекомендаций от международных экспертов-памятковедов. Их недавно озвучили общественности и СМИ на брифинге в правительстве — мол, чтобы не было искажений и манипуляций.

Прежде всего, Киев должен подготовить план управления буферной зоной Софии и Киево-Печерской лавры. К осени в ЮНЕСКО ждут данный документ для согласования. Следующее требование — произвести инвентаризацию всех градостроительных изменений, чтобы иметь общую картину, какие проекты уже реализованы в буферной зоне, а какие только готовятся, какие разрешительные документы для этого предоставлялись и какими органами. Результаты мониторинга нужно смоделировать в ЗD-формате и показать Комитету всемирного наследия.

ПОЧЕМУ ВЕНА ЗАВИДУЕТ КИЕВУ

Еще один совет — определить четкие нормы по регуляции высотности зданий. Для Киево-Печерской лавры есть рекомендация сделать план всех изменений, запланированных на ближайшие 30 лет. И самое интересное требование       — утвердить генеральный план Киева. Именно данный  документ может раз и навсегда, по мнению экспертов ЮНЕСКО, решить вопрос так называемого «черного» списка для Украины. Напомним, в него попадают объекты всемирного наследия, оказавшиеся под угрозой существования. Возможно, в Комитете всемирного наследия мало знают о скандалах вокруг нового генплана столицы, поскольку он содержит много угроз для Софии и Лавры, в частности относительно застройки исторического центра с нарушением норм высотности.

На выполнение всех заданий имеем время до 1 декабря 2018 года. А на 43-й сессии ЮНЕСКО «киевские» вопросы включат в повестку дня, также будет рассматриваться внесение нашего объекта в «черный» список.

«Трагедии, которой нас пугали еще со Стамбула (в прошлом году там проходила сессия ЮНЕСКО. — Авт.), где мы могли попасть в «черный» список, не произошло. Киев в такой список не вошел, в отличие от Вены, — комментирует Тамара Мазур, заместитель министра культуры Украины. — Мониторинговая миссия ЮНЕСКО (посетила Киев в марте этого года. — Авт.) отметила усилия государства по урегулированию существующих проблем, и в этом году решение впервые не содержало упоминания о каком-то конкретном адресе. При этом указывалось, что государство должно сосредоточить внимание на всех застройках в буферной зоне. Кроме того, этот отчет поставил точку в застройках на территории Киево-Печерской лавры, которые осуществляются монастырем. В решении четко написано, что работы, осуществленные церковью, не влияют на памятник».

К ЛАВРЕ — НОЛЬ ПРЕТЕНЗИЙ?

Если появление новых объектов и перестройка существующих под видом реставрации не является прямым влиянием на Лавру — что ж, тогда у общественности и экспертов не должно быть претензий к Украинской православной церкви (Московского патриархата), которая последние годы хозяйничает на территории заповедника.

«Мониторинговая миссия признала, что проведенные в Лавре работы не влияют на универсальную ценность объекта, — отмечает Любомир Михайлина, генеральный директор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. — Вместе с тем, было высказано замечание, что перед проведением существенных работ в заповеднике необходимо сообщать об этом Комитету всемирного наследия,  чтобы получить вывод, влияют ли эти работы на ценность объекта».

Также гендиректор заповедника рассказал, что планируется разработка долгосрочной программы реабилитации объектов, находящихся на балансе заповедника. Этот план будет согласовываться с Минкультом и отправляться на анализ в ЮНЕСКО. Не хочется, чтобы это стало очередной маскировочной программой для монастыря и чтобы за ширмой реставрационных работ строились новые гостиницы, магазины или другие хозяйственные помещения.

Ранее активисты общественной организации «Андреевско-Пейзажная инициатива» отмечали, что существует с полсотни строительных проектов именно в буферной зоне двух святынь. Конечно, не все близ Лавры.  Но недавно общественная деятельница и экс-депутат Киеврады Елена Терещенко (Ескина) рассказала на своей Facebook-страничке о новых тревожных звоночках: «В воскресенье, 9 июля, были свидетелями тушения пожара по улице Лаврской, вплотную к стене Киево-Печерской лавры. Согласитесь, странное хозяйство из странных МАФов в буферной/охоронительной зоне памятника всемирного значения. Что это такое и по каким причинам возник пожар? Это случайность или существовал замысел сжечь часть памятника для осуществления очередной реконструкции?».

ЗВУКОВАЯ ЗАЩИТА СОФИИ

София получила от ЮНЕСКО лишь одно замечание — улучшить состояние бурсы, памятника XVIII века, которая полвека находится в аренде. В Национальном заповеднике «София Киевская» обещают решить проблему в ближайшее время. Но выполнение большинства «домашних заданий» от ЮНЕСКО зависит от того, как Министерство культуры наладит сотрудничество с Киевской городской радой. Получится ли это — сомневаются в самом Минкульте. Например, обращение чиновников с требованием уменьшить нагрузку на Софийскую площадь и отказаться от проведения там всяческих празднований осталось без ответа.

«Перед Софией была сцена к Евровиденью-2017, и во время этих празднований мы замеряли уровень децибел и их влияние на памятник. Мы увидели, что есть существенные превышения нормы, а это негативно влияет на сохранение объекта. Мы сделали предписание для организации, которая устраивала эти концерты (Folk Ukraine. — Авт.). Во время празднования Дня города уже было тише. Кроме предписания, мы готовили письмо к Киевской городской госадминистрации, чтобы уменьшить нагрузку на площадь, вынести эти мероприятия за пределы буферной зоны. К сожалению, до сих пор нет ответа от киевской власти, — рассказывает Александр Епифанов, начальник управления охраны культурного наследия Министерства культуры. — Поэтому мы хотим подписать меморандум или договор о сотрудничестве с КГГА относительно дальнейших действий для выполнения рекомендаций ЮНЕСКО и сохранения объекта. В данном договоре должно быть видно, кто и за что отвечает».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать