Перейти к основному содержанию

Свобода или технологии?

Как социальные сети используются в качестве места для идеологических войн. На примере акции движения Femen во время визита президента Беларуси в Киев
24 июля, 14:32
ФОТО FRONTNEWS.EU

С развитием интернета, в частности социальных сетей, общественно-политические дискуссии перешли в виртуальное измерение. Свободный поток информации, возможность доступа к непосредственным участникам события, отсутствие цензуры как таковой позволили пользователям создавать целые «плацдармы» для обсуждения тех или иных злободневных вопросов.

К большому сожалению, свобода слова часто начала идентифицироваться с грубым алогичным поливанием грязью тех, кто имеет отличающуюся позицию. Несмотря на сложные геополитические, социальные контексты каждый третий пользователь интернета стал «экспертом», «специалистом», «ведущим критиком».

Возьмем, к примеру, социальную сеть Facebook, которая стала еще более популярной среди украинцев после того, как указом Президента Украины от 17 мая 2017 года были введены санкции против социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и других российских компаний. По данным самой сети Facebook, на начало июля 2017 года количество украинского сегмента там составляет более 10 млн аккаунтов. Это связано с тем, что российские соцсети использовались спецслужбами для сбора информации, распространения пропаганды и борьбы с оппозицией как на территории РФ, так и за ее пределами.

С развитием FB-жизни актуализировались такие понятия как «фабрика троллей», «порохоботы» и другие. Речь идет о лицах, ведущих активную жизнь в интернете, которые часто пишут язвительные блоги, комментируют публикации идейных противников, используя при этом допустимые и недопустимые средства аргументации. Нюанс заключается в том, что часто такие критики действуют под фейковых именами и приписывают себя к организациям или движениям, членами которых не являются.

Недавно со мной произошла интересная ситуация, натолкнувшая меня на написание этого материала. 21 июля 2017 года состоялся официальный визит президента республики Беларусь в Украине. Лукашенко не был в Киеве еще с лета 2013 года, что довольно странно, ведь у Украины и Беларуси всегда были умеренные и довольно теплые отношения. Понятно, что после Майдана и начала украино-московской войны, Минск оказался зажат в тисках между Кремлем и Банковой. Именно поэтому и было предложено попытаться урегулировать конфликт на Донбассе именно в Минске, чтобы снять напряжение и получить определенный нейтралитет. При подписании международных соглашений министрами Украины и Беларуси активистка Femen Анжелина Диаш обнажила свою грудь, где была надпись «Жыве Беларусь!», и с криками «Стоп диктатура!» начала прыгать перед телекамерами. Представители государственной охраны задержали девушку и передали ее полиции.

Впоследствии адвокат подзащитной Ярослав Яценко написал, что Анжелине инкриминируют ч. 3 ст. 296 Уголовного кодекса Украины, а именно хулиганство.

Facebook-сообщество достаточно неоднозначно отреагировало на это решение полиции. Собственно, я тоже вступил в полемику, поскольку имел определенные соображения по этому поводу.

Моей визави стала активистка движения ОУН Анна Синькова, которая известна под псевдонимом «Лиса». Девушка имеет почти 5000 друзей и столько же подписчиков. Хотя на мой запрос лидер ДР ОУН Николай Кохановский ответил, что Анна «является активисткой “Черного комитета”», а не ОУН.

В целом с самого начала все выглядело довольно странно, ведь националисты всегда критиковали движение Femen, которое откровенно имеет левый наклон, а европейские СМИ его деятельность связывают с Россией. Также их неоднократно задерживали за акты вандализма.

В своем посте Анна критиковала Порошенко и призвала отпустить Анжелину на свободу, хотя ее никто и не посадил. В Украине все еще действует презумпция невиновности, и пока соответствующее решение суда не вступит в силу, человек считается невиновным. Наша, так сказать, дискуссия пересеклась не трех осях противоречий, о них и поговорим далее.

РАВЕНСТВО ПЕРЕД ЗАКОНОМ

Если вы заглянете в Уголовный кодекс Украины и прочитаете ч. 3 ст. 296, то увидите следующее: «Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они были совершены лицом, ранее судимым за хулиганство, либо связанные с сопротивлением представителю власти или представителю общественности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка, или иным гражданам, которые пресекали хулиганские действия, — наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет».

Разберем по пунктам.

Во-первых, хулиганство связанное с нарушением общественного порядка с мотивами явного неуважения к обществу, сопровождающееся особой дерзостью или исключительным цинизмом.

Девушка обнажила свою грудь перед телекамерами, которые транслировали показ сотням тысяч людей, в том числе несовершеннолетним зрителям. Затем, когда охранники попытались ее успокоить, она оказала сопротивление и дальше продолжала скандировать лозунги.

Во-вторых, особая дерзость, на мой взгляд, заключается в том, что это был важный международный визит высокого уровня, и активистка это прекрасно понимала. Именно на этой встрече был подтвержден факт о недопустимости нарушения территориальной целостности Украины со стороны белорусской границы.

В-третьих, кроме этого, девушка подделала журналистское удостоверение газеты «Деловая столица», редакция которой уже обратилась по данному факту в полиции. Это преступление подпадает под ст. 358 УКУ.

Источник: интернет-издание «Обозреватель»

Адвокат Ярослав Яценко сообщил мне, что, по мнению защиты, «Анжелина совершала не хулиганство, а акцию гражданского протеста». На вопрос о фальсификации документов, он отметил, что «в настоящее время это не инкриминируется». Сама девушка по этому поводу отметила, что «мы, Femen, проходим везде публично, протестуем против тех моментов, которые мы не понимаем или не воспринимаем, вот так. А по поводу того, как я туда попала, главное, что я была там, я выразила свою гражданскую позицию и позицию моей организации. Это все, что я могу сказать».

Активистка Анна Синькова, в свою очередь, также считает, что это не преступление, а метод политической борьбы.

Источник: FB-страница Анны Синьковой

Не смотря на это, я также отметил, что в случае, если правоохранители нарушили права Анжелины, то необходимо обращаться в прокуратуру и суд, на что получил шквал критики и различных оскорблений.

ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ

Я считаю, что акция, проведенная Анжелиной Диаш, является бессодержательной, ведь никаких политических месседжей не несет. Если пани Диаш хотела заявить на весь мир, что Лукашенко диктатор, то для этого не обязательно показывать свои прелести. Большинство из участников полилога утверждали, что только ей хватило смелости и отваги хоть на какую-то акцию протеста. Настоящие политические заключенные, которые сейчас находятся в застенках украинских и белорусских тюрем, действительно заслуживают защиты и отстаивания их прав. К ним я отношусь с глубоким уважением и всячески стараюсь их поддержать. Подобную позицию разделили и другие пользователи FB.

Источник: FB-страница Анны Синьковой

ЛУКАВЫЕ АВТОРИТЕТЫ

Главной же бедой является то, что 10 000 читателей следят за человеком, который не имеет ни юридического образования, ни идейной позиция, и как минимум, не знает элементарных норм вежливости и этики общения с незнакомыми людьми.

Источник: FB-страница Анны Синьковой

Мы живем в свободной стране, где каждый может говорить и делать что угодно, но за каждое действие нужно уметь нести ответственность. Когда активистка Анжелина Диаш нарушала закон, она должна была быть готова отвечать за это, а не делать из себя мученицу. Ведь если вдаваться в крайности, то адвокаты еще могут обвинить сотрудников УГО в расизме, ведь девушка имеет экзотическую внешность. Анна Синькова, которая избирательно относится к исполнению закона, не понимает, что анархия и бездействие в критическое для государства время являются преступными, и за это тоже нужно отвечать.

Известная украинская писательница Оксана Забужко тоже отреагировала на акцию Femen, напомнив, что этот проект был создан еще во времена царизма с целью дискредитации украинской самостийницкой идеи. В своем FB-профиле она пишет: «Ще в передвоєнні роки саме «Фемен» найголосніше творили в ЄС «імідж України» (так!) — як, буцімто, найбільшого в Європі секс-ринку і взагалі “країни повій”».

 Источник: FB-страница Оксаны Забужко

 По неизвестным пока причинам этот проект расконсервировали, скорее всего с той целью, чтобы сместить политические акценты с реальных проблем современности на «обсуждение женских сисек». Акция, инспирированная Кремлем, продемонстрировала непрофессионализм президентской охраны, а также «подкосила» независимые амбиции Лукашенко, напомнив том, что у него есть «Старший брат»

В целом, то на этом примере мы видим, как неоднородно наше общество реагирует на те или иные вызовы. Это связано с недоверием к власти, слабостью правоохранительной системы, в конце концов невежеством самих масс, которые стремятся к изменениям, но не могут провести их качественно. В этом смысле не стоит путать свободу слова и диктатуру.

В заключение отмечу, что националистическое движение и так всячески искажается не только европейскими и российскими СМИ, но и украинскими. Тот уровень дискуссии, который продемонстрировала пани Анна, никак нельзя назвать высоким, он скорее дискредитационный, ведь когда посторонний человек найдет комментарии, приведенные в статье, то он скорее перекрестится, чем захочет присоединиться к развитию и активной защиты украинского государства под флагами националистов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать