Перейти к основному содержанию

Люди и образ господний

Драма и прославление Холмской чудотворной иконы Богородицы
28 июля, 12:58
ХОЛМСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ — ПРОСЛАВЛЕННОЕ В ВЕКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ИКОНОПИСИ. СЕЙЧАС ХРАНИТСЯ В ЛУЦКЕ / ФОТО С САЙТА WIKIMEDIA.ORG

Христианская религия с самого начала, то есть с проповеди Господа Иисуса Христа, наполнена изобразительными сценами. В Новом Завете все сюжеты, начиная с рождения Христа как младенца и до Его распятия, на удивление «картинные». Апостолы и все остальные персонажи «выписаны» словесно в таких подробностях, что художнику остается только следовать за этими описаниями.

Этим христианство в корне отличается от двух восточных больших религий — иудаизма и ислама, — где всякие изображения, даже декоративные, запрещены в результате неадекватного толкования второй заповеди пророка Моисея, которая начинается словами: «Не сотвори себе кумира». Ни один святой не является кумиром; он заслуживает, чтобы его образ люди видели и обращались к нему как к живому с просьбой и молитвами в своих потребностях.

Поэтому всякие отрицания, что в домах молитвы не должны быть изображения и им не следует поклоняться, — отрицания не библейские, а значит не Божьи. Совсем неубедительно, не по-библейски звучат выдумки так называемой псевдо»канонической» Церкви о том, что наблюдение красоты, принятие и поклонение красоте в христианском искусстве и в храмах — это, мол, «прелесть», «сладострастие», «очарование», «лесть», и другие странные выдумки современных еретиков, которые прикрываются якобы «каноническим православием». В этом отношении ими наговорены и написаны горы клеветы на священное искусство эпохи Возрождения, которое, собственно, и возродило красоту священных изображений (без всякого «сладострастия») после антихудожественных деформаций фанатиков времени Средневековья. Эпоха Возрождения и взлелеянный ее деятелями стиль ренессанса в изобразительном искусстве, церковном пении, архитектуре, — не является исключительно западным, католическим явлением; но развитым и в Церквях Востока, в частности, в Украине, иконописцами УПЦ и УГКЦ, начиная  с XVI—ХVIІ веков.

В Украине, от самого крещения Владимира нашей Родины Руси, искусно нарисованные и красивые иконы Господа Иисуса Христа, пресвятой Богородицы, апостолов, пророков и всех святых является неисчерпаемым источником оптимизма, побуждением к покаянию и получению прощения. Когда письменность еще не была массовой (до внедрения книгопечатания и тиражирования книг Святого Письма), именно икона была правдивым изобразительным Богословием, замечательным дополнением к чтению в храмах отрывков Святого Письма, жития святых, церковной проповеди и церковного пения. Настоящие украинские христиане щедро внесли элементы прекрасного, высшей степени эстетичности во все храмовое искусство — от архитектуры до иконостаса, оформления священных книг и иллюстраций в них. Все это является сегодня предметом внимательного изучения и анализа не только в духовных семинариях и академиях, но и в светском образовании, и академической науке.

Именно из источника оптимизма, светлой надежды в социальном измерении появился в Украине культ чудотворных икон. Исследователи этого вопроса насчитывают около ста чудотворных украинских икон общенационального и местного значения. Особенно плодотворно поработали исследователи чудотворения Божьего при иконах Богородицы и святого Николая — профессоры украинской диаспоры Святослав Гординский (монография «Украинская икона XII—XVI веков») и Григор Лужницкий (монография «Словник чудотворних Богородичних ікон України»). Самые выдающиеся украинские богословы полностью отбрасывали выдумки атеистов и квази-христиан, что в идее чудотворных икон лежит усыпленное языческое чародейство, пустоверие и прочее. Церковь убедительно доказывает, что искренняя молитва к Богу около икон Его святых, и чуда оздоровления неизлечимо больных или других людей в чрезвычайно тяжелых обстоятельствах, — они аналогичны чудесам, которые совершал в земной жизни Господь Иисус Христос, апостолы и другие благочестивые святые, которым Бог делегировал делать «сверхприродные чудеса Моей силой и святостью».

В первую очередь, богословские черты воплощены в одной из самых древних Богородичных икон, которые сегодня есть на территории Украины (в городе Луцк), — Холмской чудотворной иконе. Выдающимися являются и ее художественные приметы; и все же они уступают богословским. Упомянутые мной именитые исследователи украинских прославленных (чудотворных) Богородичных икон Святослав Гординский и Григор Лужницкий относят Холмскую икону к немногим, которые достигают традиции середины І столетия и приписывается творчеству евангелиста Луки, который был выдающимся художником, наследником эллинистической традиции в живописи. Тогда не было твердых правил рисования святых ликов; они внедрены Церковью по завершении иконоборства (в 843 году, с установлением праздника «торжества православия») в форме так называемого византийского стиля. Холмская икона выпадает из признаков византийского стиля, потому что ее протооригинал кисти евангелиста Луки создан задолго до образования Византийской империи.

Название «Холмская» икона получила только в первой половине ХІІІ века, когда, как увидим далее, князь (и первый украинский король) Данило Галицкий получил икону в подарок из Киева и поместил ее, как уже прославленную, чудотворную, в нововыстроенный храм в городе Холм, поскольку город с прилегающими землями и населением — это была исконная территория Руси-Украины. А что же с иконой было до того? Здесь следует отметить несколько моментов.

1.  В настоящее время отреставрированная и экспонируемая в Луцке икона, которая хранится в Волынском музее икон, не является аутентичным произведением кисти евангелиста Луки. Это копия из протооригинала, а может и копия копии; но такая, которая несет в себе основные черты оригинала евангелиста Луки.

2.  Копия с иконы Луки могла быть изображена в Константинопольском монастыре «Студион», где после преодоления иконоборства (726—843 года) появилась мощная иконописная школа, в которой изготовлялись образцы икон для всей империи и стран, принявших христианство через посредничество Византии.

3.  Икона принадлежит к одному из семи вариантов изображений Девы Марии, которые Церковь канонизировала для утверждения догмата двойной природы, воли и энергии Господа Иисуса Христа — Божественной и Человеческой — и борьбы с ересями монофизитов и монофелитов, которые настаивали на одной природе, воле и энергии. Это первый и важнейший вариант. Провидицы (с греческого — Одигитрии), где Мария, держа дитятко Христа на левой руке, указывает правой на Него как на Бога, который прощает грехи и выполняет просьбу в молитвах, а не она, хоть христиане молятся как раз ей. То есть она проводит молитвы христиан от себя к Сыну, хоть Он еще маленький, но Он — Бог. Поэтому Холмская икона, еще до того, как прибыла в Киев, а затем в Холм, имела название Провидица-Одигитрия.

4.  Другие варианты икон Богородицы, рекомендованных Церковью, также тесно связаны с Богословской наукой и направлены на утверждение истины (догмы), что Иисус был полноценным человеком в теле (как и мы все, но без греха), имел нормальное детство, сосал грудь матери, игрался, любил, рос, работал столяром вместе с Иосифом; но при этом в любой момент был одновременно Сыном Божьим, Вторым Лицом Пресвятой Троицы, Спасителем человечества. А вот другие шесть Богородичных икон на утверждение этого богословского догмата: Нежности (Елеуса), Кормилица (Галактотрофуса) Игра (Взыграния), Заступница (Оранта), Знамение (Панагия), Покрова (Протекторитиса). Кстати, Церковь, с целью устранения разнобоя, также определила семь вариантов изображения на иконах единоличной фигуры Господа Иисуса Христа. Число семь — святое!

5.  Время изображения Холмской иконы в Константинопольском монастыре «Студион» можно определить со второй половины IX века до начала XI века. Это эпоха господства в Византии династии Македонцев (867—1057 годы), когда в живописи, миниатюре, декоративном искусстве уделялось большое внимание возрождению древнегреческих эллинистических традиций прекрасного, пока еще не испорченных нехудожественными и антихудожественными выдумками так называемого византийского стиля, который воцарился (под воздействием секты исихастов) при следующей династии Комнинов. Лица Марии и маленького Христа очень красивые, лишены смуглости, черты благородные. Мария грустит в предчувствии будущих страстей Сына, но маленький Иисус, откинув вверх голову, смотрит просто в глаза матери и правой ручкой благословляет ее, чтобы не печалилась, потому что Он после страстей и распятия — воскреснет из мертвых. Здесь нет условностей византийско-комниновского стиля; все изображено правдиво и декоративно насыщенно — в складках одежды, нимбах, орнаментах фона.

6.  Я имею основания считать, что икона в Константинополе была скопирована с протооригинала Луки (или из одной из копий первозданного оригинала) непосредственно перед 988 годом, когда византийский император Василий II и Константинопольский патриарх знали уже о намерении киевского князя Владимира Святославовича ввести в Руси-Украине христианство как государственную религию и веру; и о том, что Владимир хочет сочетаться христианским браком с сестрой императора Василия — Анной. Именно в это время — в 980-ые годы  — императорский двор мог заказать в монастыре «Студион» иконописцам изготовить икону, обязательно чудотворную, как приданое царевне Анне. Потому что будущее путешествие Анне в недавно языческое государство, которое теперь окрестят при посредничестве Византии, — рассматривалось как большое чудо Боже. Следовательно, в качестве приданого должна была быть чудотворная икона, которую, вероятно, предварительно переправили в Херсонес Крымский (подопечную территорию Византии), а в 988 году — в Киев.

7.  Почти два с половиной века (с конца X-го века до начала ХІІІ века) чудотворная икона Провидница-Одигитрия — дар императора Византии Василия II великому князю Владимиру — была почитаемой святыней в Киеве. Самое достоверное место ее пребывания — Богородичная Десятинная церковь около княжеского дворца. Возможно, переносили ее и в Софийский собор, в другие храмы Киева; в летнюю княжескую резиденцию в Вышгороде; носили во время крестных ходов. Приближение монгольских ордынских полчищ Батыя к землям Руси-Украины заставило вывезти святыню в более безопасные земли Западной Руси-Украины. Так она попадает в Холм и навсегда получает название Холмской.

Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать