Перейти к основному содержанию

Фактор давления с севера

«За счет Беларуси Россия получает новые возможности для расширения действия своей системы ПВО», — генерал-лейтенант Игорь Романенко
11 августа, 19:25
ФОТО УНИАН

Президент России Владимир Путин 10 августа внес в Государственную Думу проект федерального закона «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнения в Соглашение между Украиной и Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь от 3 февраля 2009 г.».

Сам протокол, который упоминается в законопроекте, был подписан 2 ноября 2016 года в Минске. Речь идет об уточнении понятийного аппарата Соглашения, а также о внесении изменений, касающихся организационно-штатной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации и порядка применения оружия и боевой техники дежурными противовоздушной обороны при совместном выполнении задач боевого дежурства.

Однако сам законопроект был внесен в парламент как раз за месяц до совместных учений на территории Беларуси, что доказывает взаимосвязь этих моментов.

На эту деталь в частности, обратил внимание представитель Украины в рабочей группе по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы Евгений Марчук, который на своей странице в Facebook написал: «Обратите внимание на следующее. Протокол был принят еще 3 февраля 2009 года (за 4 года до войны!), подписан
2 ноября 2016 года в Минске (на третий год войны) и представлен в Госдуму на ратификацию только 10 августа 2017 года (на четвертый год войны и за месяц до крупных российско-белорусских военных учений на территории самой Беларуси). Думаете, это такая неповоротливая российская бюрократия? Для тех, кто не знает, противовоздушная оборона «Союзного государства» — это не только ракеты ПВО, это и истребительная авиация, и мощные радары раннего обнаружения, и некоторые компоненты воздушно-космических войск ВС РФ. Но это только начало для анализа. Вспомним, где недавно был с дружественным государственным визитом Президент Беларуси Лукашенко и какие красивые проукраинские заявления он делал. Чтобы не расслаблялся. Мы знаем, что «внешняя граница Союзного государства» проходит и по белорусско-украинской государственной границе».

Бывший заместитель начальника Генерального штаба ВС Украины генерал-лейтенант Игорь Романенко в комментарии «Дню» заявил: «Нужно четко понимать, что за счет Беларуси Россия получает новые возможности для расширения действия своей системы ПВО. РФ является нашим противником и то, что она усиливает свои позиции, говорит о том, что мы должны быть готовы к любым сценариям против нас. Фактически они заходят не только на наши северные границы, но и на восточные границы Польши и границы стран Балтии. В первую очередь они будут осуществлять радиолокационную и радиотехническую разведку благодаря своим средствам, которые, в свою очередь, будут расположены на небольшом расстоянии от границ. Для России это даст возможность привлекать средства активных родов войск, которыми являются истребительная авиация, зенитно-артиллерийский комплекс и подразделения радиоэлектронной борьбы. Когда наводят истребительную авиацию, то формируется поле наведения, то есть то поле, куда могут быть направлены истребители, бомбардировочные самолеты и самолеты-разведчики. В данном случае в качестве целей будут наши летальные аппараты, летальные аппараты Польши и стран Балтии. Путин хочет принять соответствующий закон «О совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве» одновременно с учениями в Беларуси. Во время этих учений Кремль заведет в Беларусь свои войска и там их оставит. Останется боевое дежурство ПВО в общей системе. Белорусские силы будут в этом участвовать, но управлять все равно будут россияне. Соответственно наши силы и силы стран партнеров должны предпринять адекватные меры».

«Нам Россия на протяжении всей независимости предлагала объединить систему ПВО для получения дополнительных возможностей контроля воздуха с границ Украины, — признает Игорь Романенко, который принимал участие в подобных переговорах с РФ. — То есть РФ таким образом хотела восстановить ПВО в тех пределах, которые были еще в советское время. Украина на это не соглашалась, ведь было понятно, что тогда Украина станет тем самым, чем сейчас является Беларусь».

Понятно, что РФ своими действиями стремится использовать любую возможность для усиления своего влияния на суше, на море и в воздухе. Заверения Александра Лукашенко в том, что Беларусь не станет источником угрозы для Украины в фарватере существующих реалий, кажутся не столько обнадеживающими, сколько стремящимися посеять надежду. Конечно, остается вопрос: будет ли РФ спрашивать у Лукашенко разрешения на это, если Кремль действительно решит использовать Беларусь как плацдарм для нападения на Украину с севера? Даже если этого не произойдет, Беларусь уже стала и будет еще больше становиться элементом российской агрессии, ведь используется РФ в том числе для военной разведки.

Насколько все же реальна угроза удара по Украине с северных границ? Мало кто представлял возможность использования артиллерии по позициям украинцев с территории РФ в 2014 году. Но это случилось. Возможно, Александр Лукашенко, когда подписывал Союзный договор с больным Борисом Ельциным, тоже видел себя во главе великой империи. Однако планы «кремлевских» были другими. Теперь диктатор с одной стороны получил статус «отца» в своем «колхозе», где все подчинено его воле, а с другой, оказался абсолютно зависим от Кремля. Пока Лукашенко строил авторитарную систему в Беларуси, в это время в его пенатах поселился реальный хозяин — Москва. И вырваться из этих тисков Лукашенко, который всеми средствами пропаганды доносил до белорусов образ России, как «брата», будет крайне нелегко. А это нивелирует любые его миролюбивые заявления, как того, кто не имеет средств для их реализации.
Поэтому имперская логика несколько отличается от логики стран, стремящихся сосуществовать мирно. Потенциальная возможность удара по Украине в нескольких направлениях сама по себе уже является фактором давления, а следовательно элементом войны. И ответ на такие меры со стороны Украины и Запада должен быть адекватным и срочным.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать