«Экспансия живописи» Петра Лебединца
В Музее современного искусства Украины открылась выставка талантливого киевского художника в рамках параллельной программы первой биеннале современного искусства ARSENALE 2012
Почти столетие тому выдающийся швейцарский художник-авангардист Пауль Клее в своей «Творческой исповеди» («Schopferische Konfession», 1920 г.) отмечал, что «подлинное искусство не передает только видимое, а делает зримым тайно постигнутое...»
Спустя десятилетия Петр Лебединец — яркий представитель нефигуративного направления в современном искусстве Украины — своими полотнами подтверждает правильность не утратившей своего значения и в начале ХХI века мысли гениального Клее. Лебединец погружает зрителя в свои художественные прозрения и откровения, мастерски трансформированные в абстрактные композиции, открывая свое субъективное видение Духовного — недостижимого мира, стоящего над Временем и Реальностью.
Автор рассматривает цвет в качестве основного и единственного элемента живописи: он заменяет ему рисунок, объем, перспективу, светотень, так как цвет для него абсолютно самоценен. Это та категория в картинах Лебединца, которая обретает абсолютное конструктивное и поистине космическое значение.
Как и все абстракционисты (или абстрактивисты: абстрактное, абстрактивное искусство от франц. abstractivisme, от латин. abstractio — «отвлечение»), Петр отвергает какой бы то ни было изобразительный сюжет, считая, что искусство должно существовать независимо от визуального мира, и сознательно избегает каких-либо ассоциаций с реальностью повседневной жизни.
Пир красок и решительная фактура в отвлеченных крупноформатных диптихах и триптихах Петра, достигающих порою до 10 — 15 квадратных метров площади, не мешает автору создавать в них парадоксальной целостности композиции и колористическую гармонию, что покоряет и поражает зрителя. Тоскующий по морю и всегда мечтающий о лете Лебединец (он вырос возле Азовского моря) часто включает в свои полотна еще в детстве отложившиеся в его подсознании любимые цвета — изумруд морской волны, бирюзу южного неба, синеву летней ночи, которые он растворяет в палитре знойных оранжевых, жарких пурпурных, раскаленных охристых тонов, работая с ними, как с музыкальными звуками, которые образуют смелые, но благозвучные аккорды пятен и плоскостей.
Виртуозная техника многослойного наложения мазков свидетельствует о большом мастерстве Лебединца в обращении с цветом. Уходя от трехмерного иллюзорного изображения как основы реалистического искусства, он, тем не менее, остается последовательным приверженцем традиционной техники живописи маслом, предполагающей тщательную и совершенную проработку холста.
В наше время, когда многие мастера сontemporary аrt создают произведения, сообщающие чувства тревоги и страха, Лебединец избегает драматических цветовых сочетаний (отчего черный практически исчезает из его полотен последних лет), благодаря чему не разрушается позитивная образность его жизнерадостных по духу картин. И в этом их особое обаяние и привлекательность для зрителя.
Остро индивидуальный авторский стиль Петра Лебединца сложился не сразу. По сути, уже после завершения обучения в Киевском государственном художественном институте (нынешняя Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры), где он получил классическое академическое образование, небезразличный к современным художественным новаторствам юноша в конце 1980-х годов начинает искать для себя иную систему живописи. Постепенно он следует в направлении более импровизационного и динамичного искусства, в результате чего и происходит его «скачок в абстракцию» (по В. Кандинскому).
Приобщение к истинным проблемам живописи началось с открытия Лебединцем для себя Поля Гогена с его неповторимым декоративным стилем, основанным на плоских пятнах цвета и подчеркнутых контурах. Именно Гоген «освободил» картины Лебединца из плена классического «сценического» пространства в работах автора.
В 1990-х годах Лебединец подпадает под обаяние классического модернизма, прежде всего — геометрической абстракции и особенно утонченного ее течения — неопластицизма, систему которого разработала в Голландии группа De Stijl (1917 — 1923) во главе с Питом Мондрианом и Тео ван Дусбургом. Но наиболее близким для него становятся французские «неопластические гармонии» Николя де Сталя (1914 — 1955), «колористические конструкции» Сержа Полякова (1900 — 1969) — французов русского происхождения, которые, думается, оказали решающее влияние на формирование живописного почерка Лебединца. Хотя, бесспорно, и то, что украинский художник на генетическом уровне унаследовал любовь к насыщенным цветам, характерным и для традиционного колорита украинской иконы, и для геометрического узорочья украинской плахты, и для орнаментики народных ковров.
Нельзя не заметить, что вспышки цвета и света на холстах Лебединца вызывают ассоциации с энергетическим напряжением абстрактного пространства картин Василия Кандинского (1866 — 1944). Можно говорить если не о влиянии его лирических абстракций, то по крайней мере об изначальном совпадении проблематики. У В. Кандинского — мастера мировой величины, пионера не только русской, но и европейской абстракции — преобладают такие понятия, как законченность, гармония, композиция, которые Лебединец глубоко усвоил. Несмотря на кажущуюся импульсивность его письма, композиции Петра отличаются строгой последовательностью и методичностью построения.
В сущности, живописцу из Украины Петру Лебединцу на рубеже ХХ — ХХІ веков удалось вдохнуть новую жизнь в традиции европейского нефигуративного искусства.