Экс-заместитель генсека НАТО: Предоставление США оружия Украине усилит шансы дипломатии

Бывший заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу в интервью DW заявил, что тупик, в который зашел минский процесс, побуждает США к поиску новых путей защиты суверенитета Украины.
- Пан Вершбоу, президент Украины Петр Порошенко на военном параде по случаю Дня независимости говорил об "автобане, ведущем к членству Украины" в НАТО. Насколько реалистичны эти заявления?
- Следует избегать того, чтобы ставить телегу перед лошадью. Прежде всего Украина должна продолжать проводить оборонительные реформы, тренировки и программы модернизации для приближения к стандартам НАТО. Но, говоря о далекой перспективе, в НАТО уже не раз отмечали, что Украина однажды сможет получить членство, если достигнет критериев и при условии согласия всех союзников. Думаю, это скорее вопрос далекой, чем близкой перспективы, но считаю, что союзники согласны с тем, что право Украины на полноценное членство не может ставиться под вопрос.
-Может ли сегодняшнее партнерство Украины и НАТО стать еще более тесным?
- В прошлом году в НАТО приняли решение существенно усилить сотрудничество с Украиной в соответствии с Комплексным пакетом помощи, который одобрили на Варшавском саммите. Думаю, что преимуществом стало постоянное присутствие советников НАТО в Украине, участие Украины в маневрах и тренировках НАТО и, конечно, то, что многие члены НАТО во главе с США оказывают прямое содействие и обучают Вооруженные силы Украины. Поэтому НАТО и члены Альянса построили очень глубокое партнерство с Украиной, которое приносит плоды в том, что касается эффективности боевой подготовки украинских сил, в том числе и тех, которые находятся на линии соприкосновения на Донбассе. И есть возможности делать еще больше, но в пределах существующих рамок: Комплексный пакет помощи покрывает все ключевые сферы партнерства, и здесь вопрос в том, чтобы эти возможности использовать.
- Накануне бойцы из ряда стран НАТО прошли маршем по Крещатику во время торжеств по случаю 26-й годовщины независимости Украины. Было ли их присутствие, с вашей точки зрения, чем-то большим, чем символический жест солидарности?
- Думаю, что это больше, чем символический жест - это конкретная демонстрация преданности НАТО (и не только тех, которые были представлены, но всех членов НАТО) независимости и суверенитету Украины. Сигнал того, что Запад не примет российских амбиций по восстановлению гегемонии на бывшем советском пространстве, и того, что мы будем продолжать поддерживать усилия Украины по самозащите, сохранения независимости и возвращения оккупированных Россией территорий.
Усиливаются дискуссии о расширении военной помощи Украине. Министр обороны США Джеймс Мэттис указал, что предоставление дополнительной помощи, включая оборонительные летальные вооружения, активно обсуждают в Вашингтоне. Как друг Украины, я надеюсь, что США снимут запрет президента США Барака Обамы для того, чтобы предоставить Украине средства для самообороны. Это стало бы и поддержкой спецпредставителя США по вопросам Украины Курта Волкера в его попытках достичь урегулирования путем мирных переговоров, если россияне осознают, что не смогут безнаказанно сохранять статус-кво, включая их ежедневные атаки на украинские силы.
- И каковы шансы на то, что Украина получит это оружие?
- Думаю, что шансы вполне реальные и частично зависят от того, будут ли положительные сдвиги на переговорах в рамках минского процесса. Если Россия оставит свой обструкционистский подход к переговорам и начнет всерьез говорить о выполнении Минских договоренностей, тогда потребность в предоставлении этого оружия, возможно, отпадет. Но США сигнализируют и то, что продолжение застоя на переговорах может способствовать предоставлению летального оборонительного оружия Вооруженным силам Украины, например противотанкового оружия. Конечно, США с 2014 года оказывают и иное содействие, и, кажется, министр обороны Мэттис указал на то, что уже существующие формы помощи будут оставаться для того, чтобы украинские силы могли эффективно себя защищать.
- Какую реакцию это может вызвать в Москве?
- Думаю, Москва через свою пропаганду будет достаточно остро критиковать это решение, ведь сейчас они имеют одностороннее преимущество, которое позволяет им безнаказанно атаковать украинские силы с помощью ракет и артиллерийских систем. Но думаю, что предоставление летальных оборонительных вооружений улучшит шансы достичь решения путем переговоров. Это оружие не предназначено для получения Украиной военной победы. Это создание равных условий для улучшения шансов на решение в ходе переговоров в соответствии с Минскими соглашениями.
-Как думаете, специфика отношений президента США Дональда Трампа с Россией как-то влияет на политику его администрации в отношении Украины?
- Несмотря на заинтересованность президента США Дональда Трампа в теплых отношениях с Россией, он сделал много положительных шагов для помощи Украине. Он встретился с президентом Порошенко перед тем, как встретился с президентом Путиным. Он сохранил санкции и подписал последний закон о санкциях, показывая России, что она не может рассчитывать на снятие санкций без выполнения условий, из-за которых они и были введены, а именно - выполнение Минских соглашений. Думаю, назначение спецпредставителя Волкера показало преданность США восстановлению украинского суверенитета на Донбассе, а в дальнейшей перспективе и в Крыму. Поэтому я считаю, что некоторые худшие страхи о том, что президент Трамп будет договариваться с Путиным за спиной украинцев, не оправдались.
- В начале этой недели спецпредставитель США по вопросам Украины Курт Волкер провел встречу за закрытыми дверями в Минске с представителем России Владиславом Сурковым. Можно ли эти переговоры толковать как альтернативу "нормандскому формату"?
- Я совсем не переживаю из-за этого. Вполне нормальным является то, что это конфиденциальные переговоры, подробности которых не разглашались. Но я знаю, что спецпредставитель Волкер перед встречей с Сурковым провел очень глубокие консультации с украинской властью, с Германией и Францией и что он собирается и в дальнейшем координировать свои усилия с другими участниками. Его цель – укрепить уже существующие усилия, а не создавать альтернативный дипломатический процесс. И это хорошо понимают все участники, включая украинскую власть, а именно то, что для США является полезным иметь двусторонние дискуссии с Россией. Тогда как украинское правительство понимает позицию, которой будет придерживаться спецпредставитель Волкер, и будет получать исчерпывающий отчет по завершении переговоров. Та же модель существовала и при предыдущей администрации, когда заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд проводила ряд встреч с Сурковым в координации со всеми участниками "нормандского формата".
- Каковы шансы на достижение стабильного перемирия на востоке Украины?
- Все участники признают, что переговоры уже более двух лет не приносят результатов и что необходимо сделать что-то, чтобы придать импульс этому процессу. Думаю, Россия надеялась на то, что с избранием Дональда Трампа ей удастся максимально достичь своих целей, ничего за это не заплатив. Но теперь она осознает, что санкции будут продолжаться и продолжится ее международная политическая изоляция, если она не станет серьезнее вести переговоры в минском процессе. Конечно, первым шагом должно быть прекращение ежедневных атак российских сил и их приспешников на украинские силы.
- С вашей точки зрения, можно ли позицию России в отношении Украины определить как "все или ничего"?
-Возможно... Если Россия считает, что ее собственная безопасность может быть достигнута отсутствием безопасности и стабильности в Украине, тогда шансы на достижение решения не переговорах являются низкими. Но если Запад будет оставаться единственным в поддержке Украины, если давление на Россию будет сохраняться, а в случае необходимости будет усиливаться как на поле боя, так и через санкции, то России, возможно, придется пересмотреть свои долгосрочные интересы в отношении Украины. Поэтому меня весьма обнадеживает то, что делают США на дипломатическом "фронте", и сигнал, который посылает присутствие министра обороны Мэттиса в Киеве на День независимости.
Section
Мировые дискуссии