О чикагских парнях и чикагском характере,
или Как Обама рекламировал родной городВсем известно, что чикагцы — «твердые» ребята. Они настойчивы в достижении цели. Кое-кто даже сравнивает их с донецкими. Но, как известно, сравнения всегда «хромают». В самом деле, чикагцы настойчивы в достижении цели. Ведь в Чикаго, который часто называют «диким городом» или городом с «широкими плечами», первыми начали строить небоскребы, впервые в США ввели санитарно-гигиенические нормы и именно в чикагском университете осуществили первую цепную реакцию в рамках проекта «Манхеттен». А о временах аль-Капоне здесь напоминают только сувениры. По-видимому, не случайным является то, что 87 выпускников этого университета стали нобелевскими лауреатами. Ни один другой университет в мире не может похвастаться такими показателями. Не случайно, что этот город славится своей архитектурной и экономической школой. Именно чикагские экономисты помогли поставить на ноги чилийскую экономику. В этом городе работал всемирно известный архитектор Фрэнк Райт. В Гайд-парке есть дом, который он построил для себя. В Чикаго родилась госсекретарь США Хиллари Клинтон и нынешняя первая леди Мишель Обама. Ее муж Барак Обама считает Чикаго родным городом. Ведь именно здесь он сделал юридическую карьеру, в 2004 году стал сенатором от штата Иллинойс, а в 2008-м — президентом США. До сих пор там у него есть собственный дом, к которому никого не допускают. Он находится под охраной спецслужб.
Хотя Обама не родился в Чикаго, он демонстрирует настойчивость и «твердость», присущую чикагцам. Ему и членам его команды, большинство из которой — выходцы из этого города, удалось одолеть мощную республиканскую машину во время президентских выборов в 2008 году. И похоже, что это ему удастся повторить и в этом году. Согласно опросам общественного мнения, нынешний глава Белого дома имеет преимущество над Миттом Ромни, кандидатом от Республиканской партии.
Достаточно показательной является настойчивость, с какой Обама пытается рекламировать свой родной город. Ему только после второй попытки удалось провести в Чикаго крупнейшее международное мероприятие — самый большой в истории Организации Североатлантического договора саммит, в котором приняло участие 60 глав государств и правительств стран-членов НАТО и партнеров. Как известно, в 2009 году в начале октября Обаме не удалось заручиться необходимым количеством голосов в Международном олимпийском комитете для того, чтобы Чикаго был определен местом проведения летней Олимпиады в 2016 году. И это несмотря на то, что американский президент вместе с женой Мишель прибыл в Копенгаген и лично агитировал за родной город. Тогда большинство делегатов поддержало кандидатуру Рио-де-Жанейро.
Город вполне воспользовался возможностями, которые предоставляло проведение такого масштабного форума для повышения своего имиджа. Нынешний мэр, в недавнем прошлом шеф администрации Обамы, Рам Эмануэль так подытожил значение этого события для города: «Принимая саммит НАТО, мы усилили, подтвердили и подпитали роль Чикаго на мировой арене». На вечеринке для иностранных журналистов мэр здоровался с каждым и, узнав, что я из Украины, сказал, что его отец — уроженец Одессы, и он собирается когда-то побывать в Киеве, городе-побратиме Чикаго.
Президент Обама со своим персоналом во время саммита жил в гостинице «Шератон». На заключительной пресс-конференции он признал, что у жителей могли быть затруднения с передвижением по городу из-за закрытия некоторых улиц, побережья, а также из-за передвижения делегаций и уличных протестов. «Это часть платы за статус мирового города. Я поощрял каждого из гостей саммита делать покупки. Я хочу ускорить развитие экономики родного города», — сказал президент. По его мнению, гости прекрасно провели время в Чикаго. «Думаю, что чикагцы, с которыми они общались, были максимально добрыми и гостеприимными. Так что мне остается только гордиться этим», — подчеркнул Обама.
Действительно, реклама о Чикаго, возможностях третьего после Нью-Йорка и Лос-Анджелеса по численности населения города США постоянно передавалась по телеканалам, а также «крутилась» на мониторах в пресс-центре для журналистов, которые освещали этот саммит. К слову, журналистам (а их было более двух тысяч) создали все условия для работы. Их доставляли в Маккормик-плейс — самый большой в Северной Америке выставочный центр — шаттлом, который курсировал каждые десять минут от гостиницы Hyatt Regency Chicago. Прежде чем зайти в автобус, журналисты проходили проверку через рамки, а их сумки в отдельной комнате проверяли собаки.
Я убедился в том, что чикагцы очень приветливы и гостеприимны. Они всегда откликались на просьбы подсказать дорогу. Именно благодаря доброжелательности чикагцев я впервые воспользовался общественным транспортом и самостоятельно добрался к дому американца, который пригласил меня к себе домой по программе «Гостеприимство». Все, к кому я обращался, а это были преимущественно темнокожие, подсказывали, как пройти, на какой автобус сесть. А водитель автобуса остановился буквально у дома, который я искал.
Даже если кто-то спешил и обгонял на лестнице в метро, то при этом извинялся. Полицейские, которых было много во время саммита, вели себя вежливо. Нужно отдать должное американским правоохранителям, которые предупредили теракты, арестовав пять подозреваемых. Кроме того, полиция Чикаго сдерживала толпу демонстрантов, пытавшихся прорваться к месту проведения саммита НАТО.
Одна женщина-полицейский сказала, что пришлось много работать и мало спать прошлую ночь, вместе с тем она добавила, что им доплачивают за дополнительные часы работы. Она посоветовала посмотреть Миллениум-парк и показала, где он находится. Другой полицейский не советовал заходить в Macy’s, пошутив: «он съест все ваши деньги».
Следует сказать, что система общественного транспорта в Чикаго достаточно разветвленная и в то же время простая: в городе есть четыре линии метро, много автобусных маршрутов. Здесь очень легко ориентироваться: авеню протягиваются с севера на юг, а улицы — с востока на запад. И чикагцы очень довольны, что общественный транспорт не приватизирован.
Чикаго — это город, который удивительно совмещает архитектуру с природой, гостеприимство с чистотой. До сих пор самым высоким зданием в США остается небоскреб Виллис (Tower Willis), который раньше назывался Sears, но это здание выкупила семья Виллис и, соответственно, переименовала его в свою честь. В городе каждое здание оригинально. Я только увидел две одинаковые высотки, которые можно назвать башней-двойником. Более того, небоскребы хорошо сочетаются со старыми зданиями и не поглощают зеленых насаждений, как это достаточно часто имеет место у нас. Чикаго буквально утопает в зелени: многие дома опоясаны диким виноградом, в городе множество парков, есть свой Гайд-парк. И незабываемость этому городу придает парк «Миллениум» с оригинальными суперсовременными сооружениями, в частности с огромной зеркальной сферой.
В Чикаго много театров. И у многих из них есть спонсоры, названия которых меньшими буквами написаны над названием театра. На улицах здесь чисто, нигде нет ни окурка, ни бумажки, несмотря на то, что по улицам многие ходят с пластиковыми стаканчиками с Кока-Колой или кофе. С бутылкой пива я не видел ни одного человека. Кроме того, поразило то, как красиво украшены тротуары, возле остановок можно увидеть высаженные цветы, и никто их не срывает, не топчет, много цветов — в корзинах у кафе.
Когда я забирал багаж в гостинице, то носильщик, увидев, что я из Украины, спросил, когда Украина вступит в НАТО? По-видимому, лучше было бы этот вопрос задать украинскому Президенту, который принимал участие в саммите НАТО и в свое время выступал за вступление нашей страны в Организацию Североатлантического договора и даже голосовал за соответствующий закон в 2003 году.
Выпуск газеты №:
№90, (2012)Section
День Планеты