Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Летописец эпохи

На 93-м году жизни умер украинский литературовед, издатель и меценат Осип Зинкевич
20 сентября, 14:24

«18 сентября, на 93-м году жизни, ушел в вечность основатель и многолетний президент Международного благотворительного фонда «Смолоскип», председатель издательства «Смолоскип», меценат, интеллектуал и подвижник Осип Зинкевич, — написал на своей странице в Facebook Ростислав Семкив, литературовед, критик, переводчик, доцент Национального университета «Киево-Могилянская академия», директор издательства «Смолоскип». — Работники фонда и издательства глубоко скорбят в связи с этой непоправимой утратой и выражают искренние соболезнования семье пана Осипа. Память о нем будет жить в наших сердцах вечно.

Осип Зинкевич в течение 50 лет руководил фондом и издательством «Смолоскип», издал более 500 книг, заботился о памяти забытых и репрессированных писателей и открыл путь в литературу сотням молодых художников. Его никто не заменит, и ничто не утешит нас в нашем горе. Однако работники «Смолоскипа» и в дальнейшем вдохновенно и упорно будут продолжать дело пана Осипа Зинкевича. Это миссия, от которой мы не откажемся никогда.

Заочно попрощаться с Осипом Зинкевичем можно в издательстве «Смолоскип» до 27 сентября.

Вечная память на земле и Царство Небесное Вам, пан Осип!»

Зинкевич родился в Ивано-Франковской области. После Второй мировой войны оказался в Западной Германии, а затем переехал во Францию, где основал журнал «Смолоскип». В 1956 году вместе с женой и двумя детьми переехал в США, где организовал издательство «Смолоскип».  В 1990 году Зинкевич побывал в Украине, а в 1991-ом  поселился с женой Надеждой в Киеве, сохраняя американское гражданство. В 1992 году Осип Степанович  перенес издательство «Смолоскип» в Киев.

Имя Осипа Степановича можно поставить в один ряд с патриархом Мстиславом, Александром Кошицем, Иваном Багряным, Юрием Луцким, Григорием Костюком, Юрием Шевелевым... Они уцелели благодаря другому — не советскому — миру, который дал им пристанище. И вдалеке от материковой Украины делали все, чтобы сохранить неоценимые сокровища нашей культуры, и в частности литературы.

Зинкевич был не просто директором-основателем  издательства «Смолоскип», «но и  его символом и вдохновителем, патриотом и человеком, что словом и делом делал все, чтобы Украина стала демократическим, мощным государством. В прошлом году были изданы  его «Щоденники», которые охватывали период 1948-1976 годов. Эти записи можно назвать летописью ХХ века, где автор без ретуши написал о деятельности украинцев в эмиграции, диссидентском  движении в подсоветской Украине, как распространялся самиздат, о диаспоре, движении сопротивления, людях, которые оставили заметный след в жизни нашей страны.

В интервью «Дню» (см. № 34, 26 февраля  2010 г.) О. Зинкевич рассказывал: «У меня странный характер — читаю газеты с ножницами в руках. Тем, которые меня интересовали, было немало: Расстрелянное возрождение 1920    — 1930-х годов, диссидентское движение, шестидесятники... Поэтому собралось огромное количество материалов. Никто и подумать не мог, что будет возможным переехать в Украину, даже приобрести какой-то дом (этот — наша собственность), где можно весь архив разместить. Здесь и в других комнатах — самый большой в мире архив украинского самиздата! Кроме нас, этим занималось издательство «Сучасність», большинство документов которого, к сожалению, пропаkj после смерти директора Мыколы Лебедя. Правда, есть архив самиздата в Национальной библиотеке Украины им. В. Вернадского. Но там в основном неформальная пресса, которая появилась уже в 1988 — 1990 годах...

Мы тесно сотрудничали с «Международной амнистией», которая, получая информацию о ситуации в Украине через свои источники,  делилась ею с нами. Много материалов получало «Радио Свобода», к слову, финансируемое в то время ЦРУ, что на сегодня ни для кого не секрет. Однако больше всего самиздата поступало в «Смолоскип» по разработанным нами самими схемам. Самая эффективная действовала в Копенгагене, куда приходили советские суда...

На мой взгляд, писатели 1920        — 1930-х годов поверили в советскую Украину. Поверили, что в этой системе смогут творить новую украинскую литературу. Тот многолетний процесс украинизации был стихийным, а может, спланированным в Москве, чтобы сначала раскрыть национальные чувства многих талантливых людей, а затем их уничтожить. Произведения тех писателей, писателей Расстрелянного возрождения, малоизвестны или и совсем неизвестны в Украине, потому мы их и издаем»...

— Такого сподвижника, каким был Осип Зинкевич, нужно поискать и в ближайшее время вряд ли будет иметь Украина, — с горечью говорит Мыкола ЖУЛИНСКИЙ, директор Института литературы им. Т. Шевченко НАНУ. —   Его деятельность как издателя, популяризатора украинского политического слова, мысли, художественной и диссидентской литературы, то, что писал и печатал за рубежом, у нас здесь ловилось и хваталось, словно глоток свежего воздуха. Хотя в советские времена, для тех, кто читал эти  публикации из «Смолоскипа», было часто опасно это делать.

Зинкевич имел колоссальную жизненную и творческую энергию, и когда переехал жить в Украину, то продолжил  свое дело, но уже на другом уровне, пытаясь печатать, прежде всего, то, что было у нас запрещено в советские времена.  Благодаря «»Смолоскипу» немало произведений увидели мир, и читатели познакомились с творчеством самобытных авторов, о которых не разрешали даже вспоминать, в частности, это легендарная серия «Розстріляне відродження», которую мы вместе с Институтом литературы им. Т.Шевченко готовили, презентуя книжки писателей, что были репрессированы коммунистическим режимом. Я часто вспоминаю встречи с Осипом Степановичем, наши откровенные разговоры.  Он  был выдающейся личностью и человеком, который нашел себя. Тот опыт, что наработал в США, Зинкевич перенес в Украину, сумел организовать мощное издательство «»Смолоскип» и книжный магазин, популяризируя украинскую литературу и политическую мысль, продолжал печатать произведения диссидентов, членов Хельсинской группы, писателей, что были под запретом. Его заслуга в этом — уникальна. Убежден, что такие люди как Осип Зинкевич  в истории украинской культуры и политики оставляют по себе чувство высокого уважения, и мы должны о нем всегда помнить и  достойно чтить его память.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать