«Его музыка общается со всем миром»
Шесть замечаний о Валентине СильвестровеЭтой осенью в Киеве серией концертов и других публичных акций празднуют 80-летие выдающегося украинского композитора Валентина СИЛЬВЕСТРОВА (30 сентября 1937 г.).
Пианист Евгений ГРОМОВ, который регулярно исполняет произведения Валентина Васильевича, рассказал «Дню», чем важен Сильвестров сегодня для нас.
1 ГРУППА КОМПОЗИТОРОВ «КИЕВСКИЙ АВАНГАРД»
— Это люди, которые за несколько лет своего профессионального существования, еще начиная с их учебы в качестве студентов консерватории, внесли Киев и Украину на карту мирового музыкального процесса. В шестидесятых это было понятно лишь очень узкому кругу людей, которые следили за их деятельностью, в том числе за рубежом. Собственно, «Киевский авангард» возобновил связь эпох, прерванную до того несколько раз. Это самое важное.
2 РЕВОЛЮЦИЯ СИЛЬВЕСТРОВА
— Сильвестров был самой яркой звездой «Киевского авангарда». Именно он первым в украинской музыке применил додекафонию и вообще все новейшие техники композиции. Это не просто новизна ради новизны: он написал шедевры в таких техниках. Количество этих, к сожалению, малоизвестных и малоисполняемых произведений огромное, и все они являются достижениями европейских масштабов. А этот невероятный шаг отставки авангарда в собственном творчестве? Переход к собственному персональному стилю, реализованный в «Тихих песнях», «Старинной музыке» и «Китч-музыке» для рояля и подвергнутый остракизму коллег и друзей, — но это тоже была революция — тихая, внутренняя. И сейчас я вижу, что время подтверждает именно правоту Сильвестрова. Он интуитивно улавливал, что нужно слушателю. Он является очень динамической личностью революционного характера, что особенно видно по его ранним произведениям.
3 САМЫЕ ВАЖНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
— В фортепианном творчестве для меня его талант больше всего выражается в сонатах, «Пяти пьесах» (1961), «Триаде» (1962), «Элегии» (1967). Но и произведения метафорического периода или полистилистические сонаты и даже некоторые поздние партитуры — та же «Устная музыка» и «Китч-музыка» — тоже прекрасны в своем измерении и понимании красоты. Это музыка, доступная широкому кругу. Другое дело, что он много лет уже повторяется, и значительное количество работ кажется интонационным балластом, даже появились некоторые клише. Но он имеет на это право.
4 ИЗВЕСТНОСТЬ В МИРЕ
— Сильвестрова знают все. Его знал Пьер Булез (классик современного французского авангарда. — Д.Д.), его знают Дердь Куртаг (ведущий венгерский, европейский композитор. — Д.Д.), Евгений Кнайфель (петербуржский композитор. — Д.Д.), современные авторы, хотя и не принимают его. В любом музыкальном магазине Парижа, Милана, Берлина, Цюриха есть его диски. Это мировой уровень, и это очень приятно.
5 ВЛИЯНИЕ
— На его музыке выросло уже несколько поколений композиторов. Самые заметные примеры — это творчество Святослава Лунева и Виктории Полевой. Они очень отрефлексировали влияние Сильвестрова, особенно в своих вокальных произведениях. С другой стороны, он настолько занял собой все пространство, что его и сложно перепеть; он уже и сам себя перепел. Он также очень нравится музыкантам из совсем иных сфер — джаза или рока. Стоит вспомнить, как Муратова использовала его работы в нескольких фильмах. Его музыка общается со всем миром. Это уникальный случай, я таких больше не знаю: обычно композиторы или гениальные эстеты в башне из слоновой кости, или эстрадники. А Сильвестров, не рассеяв талант, инфильтрировался в сам воздух культуры.
6 АКТУАЛЬНОСТЬ И МОЛЧАНИЕ
— У меня в репертуаре десятки его произведений, три тома, сотни страниц, подаренные им. Я как будто его исполнительское альтер-эго. 80-летие — это серьезный юбилей, но он совсем молодой человек при этом. Киев, где по инициативе самих музыкантов проходит его фактический фестиваль, сейчас является европейским городом касательно Сильвестрова.
Нужно выстроить традицию исполнения его произведений. Потому что львиная доля самого лучшего так и не исполняется. Наследию Сильвестрова, по сути, необходимо возрождение. Потому что он известен, но не за это. И здесь нам работы хватит еще на годы.
Продолжение темы:
Паломничество к Орфею
22 незабываемые импрезы
Выпуск газеты №:
№172, (2017)Section
Культура