Перейти к основному содержанию

Молодость, энергия и виртуозность

О трех знаковых проектах Симфонического оркестра «INSO-Львів»
12 октября, 10:02
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО PR-КОМПАНИЕЙ «ДЕЛЬ АРТЕ»

Творческие акции, которые реализовал молодой Симфонический оркестр «INSO-Львів» за последние несколько месяцев, уже получили заслуженное международное признание в кругах классических и даже джазовых музыкантов. Осталось достижения оркестра достойно оценить на родине, ведь молодые музыканты продолжают работать в родном Львове и ежемесячно предлагают слушателям новые качественные концертные программы у себя дома.

Академический симфонический оркестр «INSO-Львів» в следующем году будет отмечать 20-летний юбилей. Музыканты коллектива также не намного старше этого возраста. И именно их молодость, энергия и безудержное стремление к совершенствованию покоряет намного более зрелых и опытных музыкантов, добившихся мировой славы. Оркестр может гордиться сотрудничеством со знаменитыми музыкантами — скрипачкой Лизой Батиашвили, гобоистом Франсуа Леле, известным европейским педагогом, виолончелистом и дирижером Вольфгангом Эмануэлем Шмидтом, македонским пианистом Симоном Трпческим, итальянским тенором Алессандром Сафиной, бельгийским дирижером и композитором Сэром Дирком Броссе; всемирноизвестными украинцами — главным дирижером Оперы и Филармонии г. Грац Оксаной Лынив, солисткой Венской оперы Зоряной Кушплер, скрипачами Андреем Беловым и Валерием Соколовым и многими другими.

В силу своего юного возраста участники оркестра открыты к творческим экспериментам. И, собственно, одним из таких экспериментов стало сотрудничество классического оркестра с джазовыми музыкантами на сцене AlfaJazzFest, которая принесла «INSO-Львів» международную известность.

В РИТМАХ ДЖАЗА

Дебютом для молодого львовского оркестра на джазовой сцене фестиваля стал авторский проект пианиста и композитора Вадима Неселовского. Родом из Одессы, Вадим переехал учиться сначала в Германию, потом — в США. Сейчас он является преподавателем самого известного и престижного Музыкального колледжа Беркли (Бостон), и именно этот статус, и, конечно, талант и творчество пианиста, делает его звездой первой величины. Вместе с «INSO-Львів» Вадим реализовал свою давнюю мечту — концертное исполнение своих композиций в сопровождении симфонического оркестра. Именно этот проект на сцене на площади Рынок открывал  джазовый фестиваль в 2016 году. Сотрудничество Вадима Неселовского с молодым львовским оркестром продолжается: состоялась запись альбома, общие выступления в нескольких городах Украины, в частности в прифронтовом Мариуполе. Большим желанием Неселовского является осуществить гастроли с оркестром не только в Украине, но и в США.

В этом году оркестр «INSO-Львів» получил приглашение от известного израильского контрабасиста, композитора и певца Авишая Коэна к сотрудничеству на джазовом фестивале. Оркестр выступил на главной сцене фестиваля им. Эдди Рознера, куда, как шутят музыканты, пропуск только по большому количеству статуэток Гремми. Стоит сказать, что исполнять джаз классическому музыканту очень непросто, это абсолютно другая эстетика импровизации, чувство ритма, где большинство зависит не от того, что написано в нотах, а от взаимодействия музыкантов друг с другом во время исполнения. Уровень ответственности этого выступления был колоссальным, помимо присутствия нескольких тысяч слушателей фестиваля проходила запись для французского телеканала классической и джазовой музыки  Mezzo и британских джазовых радиостанций. Яркие мелодии, пульсирующие ритмы, восточный колорит, невероятно мощная динамика оркестрового звучания наряду с почти медитативными соло — покорили сердца слушателей фестиваля, которые отметили совместное выступление трио Авишая Коэна и львовского оркестра как один из наиболее проникновенных концертов нынешнего джазового фестиваля.

ИСПЫТАНИЕ  ВО ИМЯ МОЦАРТА

«Это было большое испытание для музыкантов оркестра, работать над четырьмя программами, чувствовалось, что для них это был ценный опыт и, в конечном итоге, они справились как нельзя лучше», — рассказала о сотрудничестве с оркестром «INSO-Львів» основательница фестиваля «LvivMozArt», дирижер Оксана ЛЫНИВ.

Почему фестиваль «LvivMozArt» стал настоящим испытанием для оркестра? При планировании любого фестиваля классической музыки самыми тяжелыми являются концерты с привлечением симфонического оркестра. Ведь пригласить (читай: привезти, поселить, накормить) одного или нескольких солистов — не так трудно, а вот целый оркестр — дело проблематичное. Поэтому все концертные программы симфонической музыки обычно «ложатся на плечи» одного местного оркестра. И таким оркестром на первом Международном фестивале классической музыки «LvivMozArt» стал «INSO-Львів». Вместе с дирижером Оксаной Лынив и ее ассистентом Виталием Алексейонаком оркестрантам пришлось готовить четыре разных концертных программы продолжительностью до 1,5—2 часов каждая — в сумме почти восемь часов музыки и несколько десятков  или сотню часов репетиций. На сцене фестиваля «LvivMozArt» публика приветствовала молодой львовский оркестр четыре раза: во время торжественного открытия и исполнения новейших премьер произведений Франца Ксавера Моцарта и Симфонии №40 Вольфганга Амадея Моцарта; грандиозного гала-концерта со звездами мировых оперных сцен; реконструкции исторического концерта — исполнение «Реквиема» В.А.Моцарта и Торжественного хора Ф.К.Моцарта в стенах собора св. Юра, где 191 год назад Франц Ксавер сам исполнял произведения отца; и во время музыкального перформанса «Побег» — коллажа из классических и современных композиций, трактованных как рассказ о жизни и судьбе Франца Ксавера Моцарта. Всего 34 произведения! О деталях такого музыкального марафона Оксана Лынив рассказала подробнее:

— Наличие профессионального симфонического оркестра во Львове, его многолетний профессиональный опыт в самых разнообразных музыкальных жанрах стал основным условием формирования и проведения фестиваля «LvivMozArt». Подобно традициям других крупных европейских фестивалей, таких как Вагнеровский фестиваль в Байройте или Зальцбургский фестиваль, которые все свою программу формируют на участии одного большого известного симфонического оркестра. Это был первый опыт для оркестра «INSO-Львів» параллельно работать над четырьмя большими абсолютно разноплановыми программами — это была современная музыка, балетный, оперный, симфонический и кантатно-ораториальный жанр. Параллельно работать в пяти стилях и при этом осуществить и мировые премьеры ХХІ века, и забытых произведений Франца Ксавера Моцарта, а также премьеры, написанные специально для фестиваля композитором Евгением Оркиным.

Чувствовала, что музыкантам было трудно, так как мы за день проигрывали до десятка разных музыкальных произведений, которые требовали разного подхода к художественным задачам. И сначала чувствовалось, что это было на грани восприятия количества информации музыкантами, но уже после определенного времени все начали чувствовать это как интересный творческий процесс, потому что, фактически, через две недели оркестр овладел своеобразной хрестоматией музыки — с ХVІІ до ХХІ века.

Больше всего привлекает подход музыкантов к работе: они живут этим оркестром! Чувствуется чрезвычайно сильно, что все работают на результат и качество. Если происходят такие ситуации, что музыканты оркестра чувствуют, что что-то не доработано, принимается единогласное решение без обсуждения, что все остаются и работают столько, сколько нужно. Это явление в Европе или других коллективах практически отсутствует. Так что самим музыкантам очень важен результат!

ОПОРА ДЛЯ КОНКУРСАНТОВ СО ВСЕГО МИРА

В сентябре «INSO-Львів» как приглашенный оркестр взял участие в 24-ом Международном конкурсе им. Йоганнеса Брамса в австрийском городе Перчах, расположенному в живописной местности на берегу озера Вертерзее, известном как «Австрийская Ривьера». Соревновались  исполнители-инструменталисты: фортепиано, скрипка, альт, виолончель, а также вокалисты, конкурсный репертуар которых обязательно включал произведения немецкого композитора Й.Брамса, а кроме того виртуозные композиции других авторов. В третьем туре для конкурсантов обязательным было исполнение Концерта с оркестром, финалисты из Франции, Италии, Румынии, Канады, Японии, Китая и Южной Кореи исполняли его в сопровождении оркестра «INSO-Львів».

Перед оркестром стояла задача подготовить концертный репертуар для всех конкурсных инструментов: два фортепианных концерта Й.Брамса и Концерт Р.Шумана, скрипичные концерты Й.Брамса, Я.Сибелиуса и П.Чайковского, Концерты для альта с оркестром Б.Бартока и В.Волтона, Вариации на тему рококо и Концерты для виолончели Й.Гайдна и А.Дворжака. 11 концертов для разных инструментов и торжественную «Академическую фестивальную увертюру» Й.Брамса оркестр исполнял уже через несколько недель после фестиваля «LvivMozArt», забыв о летних отпусках и отдыхе.

Подготовиться к конкурсу оркестру «INSO-Львів» помогал дирижер Виталий АЛЕКСЕЙОНАК (Беларусь—Германия), который говорит: «Мне нужно было проработать с оркестром скрипичный и альтовый репертуар. Моей задачей было то, чтобы оркестр знал материал, хорошо исполнял его, и в то же время — оставался гибким и мог реагировать на будущих солистов и другого дирижера в Австрии. Концерты, конечно, совсем разные: взять альтовые концерты того же Бартока и Волтона — это два разных мира! Или те же Брамс, Чайковский или Сибелиус — абсолютно разные «планеты»: мы пытались заниматься разным звуком, воплотить разные образы. Мне очень понравилось с ними работать! О «INSO-Львів» я могу сказать, что это молодой, мотивированный оркестр, который стремится двигаться вперед, очень дружественный по отношению друг к другу. И самое важное — оркестр является целостным: я воспринимал этот оркестр как общий коллектив, который друг за друга стоит горой, и это видно, это слышно и это чувствуется!»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать