Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Вот что вы сделали со страной...»

В Украине начался прокат фильма «Киборги»
08 декабря, 11:08
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «КИБОРГИ»

Появление нового фильма Ахтема Сейтаблаева на экранах — своеобразный подарок ему к приближающемуся (11 декабря) 45-летию. Что ж, в таком возрасте мужчин в космос как раз запускают — зрелость и молодость в благословенной синтезе. Казалось бы, недавно, в мае этого года, на экраны был выпущен предпоследний фильм режиссера «Чужая молитва», теперь «Киборги», а уже началась работа над «Захаром Беркутом» по повести Ивана Франко. А еще ведь актерские работы, в кино и театре, а еще телевидение, где он недавно прославился в проекте «Танцы со звездами» на канале «1+1». Действительно, космические скорости.

«ВЫ ОТБРОСИЛИ МЕНЯ НА НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТИЛЕТИЙ НАЗАД...»

«Киборги» только выходят на экраны, а о картине Сейтаблаева уже многое известно зрительским массам. Не в последнюю очередь потому, что материал горячий — в нашей памяти живы события 2014-го, когда украинские бойцы защищали уже разрушенный почти до основания Донецкий аэропорт. Собственно, в фильме рассказывается о сентябре того года, когда очередная смена пришла на то поле брани.

Наверняка большинство зрителей настраиваются увидеть отечественный боевик. Как украинские ребята с военным гонором «по-американски» сражаются с российским врагом. Почему «по-американки»? Хотя бы потому, что новое поколение — и кинематографистов, и зрителей — воспиталось на американских фильмах о войне, а не на советских. Следовательно, здесь, скажем, особый акцент на личностном: герой воюет прежде всего за личностную свободу, за себя и свою — свою! — страну. В этом смысле не случайным является то, что, на мой взгляд, на центральное место в «Киборгах» выдвигается самый молодой из героев ленты по прозвищу «Мажор» в исполнении студента-четвертокурсника столичного Университета им. И.Карпенко-Карого Макара Тихомирова. Он музыкант, он из зажиточной семьи и мог бы наплевать на эту войну и все, что с ней связано. Однако же он здесь, и позиция его более чем осознанная. «Все, кто родился в Советском Союзе, — говорит он другому персонажу, «Августу», — теперь лузеры и изменники. И потому я теперь здесь. Вы отбросили меня на несколько десятилетий назад».

Конечно, полемика с соответствующими полемическими перехлестами. Однако же 23 года прошло, на момент событий фильма, как появилось новое государство, новая страна. И что ж? Обвинения «Мажора»: взрослые украинцы вели себя как глава семьи — пропойца, который вместо того чтобы работать и обеспечивать семью, выносит из дома все до последнего. Что делать детям вот такого «главы»? Послать его куда подальше и начинать отстраивать семью — ее состояние, ее моральный фундамент — с нулевой отметки...

Впрочем, картина Сейтаблаева, как и положено, начинается с завязки, с прибытия новой смены воинов в тот самый Донецкий аэропорт. И есть здесь и стрельба, и крутые гонки сквозь взрывы снарядов. И есть знакомство с героями ленты, каждый из которых представляет определенную прослойку и определенный мировоззренческий уровень украинцев, украинства в целом. В итоге, достаточно быстро выясняется: не битва, не поединок с врагом интересует прежде всего авторов фильма, а те разломы, которые определяют жизнь украинцев и которые стали причиной кризиса. Следовательно, меняется и моя зрительская установка — не боевика и экранного поля брани хочется, а понять, в чем причины сегодняшних (а с ними и вчерашних) катаклизмов.

«ЭТО ВЫ ПРОИГРАЛИ СТРАНУ. А Я ТОЛЬКО НАЧИНАЮ ЗА НЕЕ БОРОТЬСЯ...»

На пресс-конференции после показа фильма в кинотеатре «Оскар» один из иностранцев, датчанин, удивлялся: почему персонажи фильма так много разговаривают между собой? Возможно, это хорошо будет для иностранного зрителя, которому объяснят и которого просветят по поводу украинских событий. Но самим украинцам, которые живут здесь и все это знают и без фильма, это вряд ли интересно.

Датчанин, а иллюзия чисто украинская. О ней один из эпизодов картины, в котором «Август» (Вячеслав Довженко) разговаривает с захваченным в плен «сепаром», то есть жителем Донбасса, который пошел воевать с «большой Украиной». Один говорит о том, что во времена СССР Украину, саму ее душу, нацию как таковую уничтожали, превращали во что-то вторичное и маргинальное. В ответ звучит: «А вы что сделали за последние 23 года с Украиной»? И «Август» объясняет, перекликаясь с другим своим оппонентом, «Мажором»: поэтому мы и вышли на Майдан и площади, чтобы завоевать новую стратегию и новую моральную основу движения в истории — не в прошлое, а в будущее. И, с горечью, о том, что, возможно, одной из причин украинских бед является то, что мы не дискутировали друг с другом, а в лучшем случае стреляли: украинец в украинца.

Вспомнился мне при этом рассказ «На колючому дроті» Александра Довженко. Как приблизительно таким же образом молотят друг друга украинцы в страшное время войны, не способные ни услышать, ни понять правду другого. И пассаж Довженко из его дневника: «Мало ми шанувалися. Все думали вимітати залізною мітлою и «кальоним» залізом. Та все доказували щось одне одному». Не слыша и не видя.

Это фильм о нетерпимости, как главном тормозе, на пути создания нации. И вместе с тем картина о том, что сейчас именно та ситуация, когда — зачастую при отсутствии настоящих лидеров — общество созрело к такому рождению. Так что посмотрите «Киборгов» — прежде всего потому, что картина рассказывает о возможности — несмотря ни на что — такого рождения: именно нации, именно украинской.

Отдам должное сценаристу фильма Наталье Ворожбит: ведь именно ей принадлежит драматургическая конструкция произведения, в основе которого мировоззренческая полемика украинцев, разных их ментальных проявлений. Здесь каждый ходит до ветру со своей правдой и своим языком. Не только потому, что один говорит на украинском, другой — на русском, а третий — на суржике. И не только потому, что один говорит о Шевченко и Гоголе, а Суббота (Андрей Исаенко), скажем, воспитан на Стивене Кинге. Просто контекст жизни такой — он создает нас по-разному и разных. И именно поэтому нужен национальный диалог. Не только на уровне так называемых элит, но и среди самых широких слоев украинства. Именно диалог и организация фильмового материала обращает нас к давним традициям, еще Платоновским, скажем, выяснений истины через полемичное сопоставление разных взглядов на мир и самих себя.

В финале картины звучит песня «Не твоя війна» Святослава Вакарчука. Действительно так, главная война в нас самих, в самом обществе. Воюем за свое и в своем, не поддавайтесь лукавым «пророкам», которые отвлекают нас от взгляда в самих себя: хотя бы потому, что тогда мы обречены на новые поражения. Это лишь первые и беглые впечатления от фильма Сейтаблаева и его команды. Хочется верить, что картина спровоцирует дискуссии, которые станут новым шагом вперед, к познанию себя, созиданию себя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать