Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Безграничный «Калигула»

14 марта, 13:48

Пьеса, которая отрывает от реальности и возвращает к ней с обновленным мировоззрением.

Ничего... опять ничего... совсем ничего... Утром ничего и вечером тоже ничего - так начинается пьеса Альбера Камю «Калигула», постановка которой в театре Леси Украинки во Львове меня поразила. И действительно, в начале было совсем ничего не понятно, однако впоследствии действо настолько увлекло, что после первого акта захотелось ознакомиться с первоисточником. Калигула - римский император, известный всем как Гай Юлий Цезарь. Свое прозвище получил еще в детстве, когда находился с отцом в походе. Солдаты назвали маленького Гая – Калигулой - сапожком, потому что он носил такие же, как и у них сапоги, сделанные по желанию будущего императора на заказ под его маленькую ножку. Об этом пишет Обермайер Зигфрид в своей одноименной книге. Уже тогда четырехлетний Калигула насмехался над солдатами - сильными мужчинами, а они не воспринимали слова ребенка всерьез, не подозревая, что их ждет через много лет. Калигула унижал достоинство всех своих подданных так, будто человеческое существо ничего не стоит. Совсем ничего. Он устраивал раздор, забирал жен и отправлял в публичные дома, а они - сильные мужчины смеялись над этим, потому что так хотел Калигула. Он убивал их сыновей и родителей, терзал их тела и души, а они смирялись с этим, потому что любили своего императора. Калигулу. Маленького мальчика во взрослых сапогах.

«Калигулу» во Львовском театре Леси Украинки я увидела в холод первых весенних дней. Актеры на сцене были почти обнаженные, от того становилось еще больше не по себе. На спектакль я попала почти случайно, однако впечатление от него не оставляют и сегодня. К сожалению, о пьесе Альбера Камю до этого момента я ничего не знала, но теперь меня очень интересует история Римского императора, который всю жизнь носил прозвище неразумного мальчишки, каким нередко оставался и во взрослом состоянии.

Диалог в конце пьесы все расставляет на свои места - такую уверенность выразила моя подруга, которая и пригласила на спектакль. Однако мне до сих пор после прочтения первоисточника не до конца все понятно. Вопросы, которые ставит автор: рабства и свободы, человеческого достоинства и унижения, любви и ненависти, переплетающихся друг в друге, а также смерти, которая всегда ходит рядом, - не могут оставить равнодушными и наводят на мысли, какие мы сегодня - люди XXI века? Не являемся ли теми же рабами, которые танцуют под дудку своего императора? Только не общего, а у каждого - своего.

Самым интересным в пьесе для меня стал и тот факт, что все герои якобы обращаются к Калигуле как к равному - на «ты» и говорят то, что думают о своем императоре. При этом же вздрагивают от каждого его дыхания, боятся непредсказуемых прихотей и считают сумасшедшим. Но нет, Калигула не сумасшедший. Скорее, он несчастный, потому что не находит равного себе. И все же, все подданные - его друзья, которые по-настоящему принимают на себя страдания своего императора и... понимают его поступки.

Тема любви проходит через всю пьесу. Любви Калигулы к своим подданным и подданных к своему императору, который безжалостно терзает их жизни и порождает ненависть к себе. Однако все они признают, что любят Калигулу. И готовы на все ради него - даже убить Калигулу. И это уже не будет предательством. Наоборот. Это убийство имя любви.

Одиночество - вот что на самом деле тревожит душу Цезаря и из-за чего он предстает тираном. А также жажда невозможного. Он стремится получить Луну. И уверяет, что только тогда сможет быть счастливым - когда осуществит невозможное, потому что все возможное и так у его ног. До этого же момента ему нет покоя и ничто не имеет значения. И Калигула продолжает быть безжалостным и бессердечным. Забирать чужих жен и отправлять в публичные дома. Убивать чужих сыновей и родителей. «Когда я не убиваю, чувствую себя одиноким... Мне хорошо только среди мертвых», - такие слова говорит Калигула в последнем диалоге со своей давней любовницей Цезонией. Император признает, что ни в этом, ни в ином мире нет того, что нужно ему. Хватило бы невозможного. Однако нет ничего. Совсем ничего.

В конце концов, пьеса настолько сильная и непонятная до конца, что к ней хочется возвращаться снова и снова. Она наполняет особой атмосферой - текстовой и визуальной. Уверена, каждый режиссер «Калигулы» имеет свое видение. И мне бы хотелось еще не раз посмотреть спектакль в разных постановках. Оставлю себе это подпунктом для выполнения. Потому что вопросы, которые снова и снова задает величественный Римский император Гай Юлий Цезарь, он же Калигула в пьесе Альберта Камю, и с чем оставляет своего читателя или гостя своего дворца, стоят того, чтобы возвращаться к ним и позволять переворачивать свой внутренний мир, отрывать от реальности и возвращать к ней с обновленным мировоззрением.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать