Подвижник о подвижниках
В Ирпенской городской библиотеке по инициативе Петра Вольвача состоялись Симиренковские чтения «Садівничі генії України»
Чтения были посвящены выдающимся украинским ученым — садовникам и помологам Левку Платоновичу и Владимиру Левковичу Симиренко. Инициировал чтение академик, лауреат премии им. Левка Симиренко НАН Украины Петр Вольвач. От Института садоводства в мероприятии приняла участие доктор сельхознаук Ольга Рудник-Иващенко.
Целью чтений, по словам Петра Вольвача, является донесение до широкой общественности масштаба деятельности ученых. Отец и сын Симиренко создали уникальную школу садоводства.
Поскольку чтения совпали с Днем крымского сопротивления российской оккупации, была представлена выставка материалов, посвященная этой героической и трагической дате. Среди литературы была книга известного крымского журналиста Николая Семені «Кримський репортаж», удостоенная премии имени Сахарова. Ее Петр Вольвач подарил Ирпенской библиотеке.
Для академика Петра Вольвача восстановление справедливости в отношении семьи Симиренко стало целью его жизни. Эта тема с ним еще со студенческих лет, со времени, когда впервые познакомился с трудами великих украинских садоводов. А затем по каплям собирал факты из жизни этой могучей семьи.
ДЕТСТВО
Родился Петр Вольвач 15 декабря 1938 года в селе Вольвачивка, Токмакского района Запорожской области. Помимо него родители воспитывали еще троих сыновей. Старший на 10 лет брат Иван имел решающее влияние на своего младшего брата. Закончил только техникум механизации, но при этом имел широкое мировоззрение и дар к писанию. Он советовал, какие книги читать, вел беседы на разные интересные для младших братьев темы.
Запомнились тяжелые рассказы мамы и бабушки о Голодоморе. Село потеряло до 70 процентов своих односельчан. Рассказы отложили свой отпечаток на последующее критическое восприятие Петром советской действительности.
Послевоенная жизнь была тяжелой. Скажем, у него с братом Федором были одни сапоги на двоих. Школа была в трех км. Учились в две смены. Петр шел в школу в сапогах, а приходил домой в разлезшихся ботинках — на половине пути, в леске, его ждал Федор, чтобы поменяться обувью.
КРЫМ
По окончании школы поступил в Крымский сельскохозяйственный институт. Потом дали общежитие. Окончил институт с отличием. Направили на Крымскую станцию помологии ВИР.
Рядом был педагогический институт. Вскоре образовалась крепкая проукраинская группа, которая стала скелетом украинства в Крыму.
Брат Федор учился в Сельскохозяйственной академии в Киеве. Петр, приезжая к нему, бывал на собраниях шестидесятников, посещал музей Гончара, хор «Гомін», которым руководил Леопольд Ященко.
Профессор Григорий Каблучко предложил поступить в аспирантуру, где учился брат Федор. Экзамены сдал очень хорошо, но в аспирантуру не попал. Неблагонадежный.
Предложили место в аспирантуре НИИ растениеводства им. Вавилова на основании киевских экзаменов. Защитил диссертацию через месяц после окончания аспирантуры. На то время там была мощная украинская община, отборное общество творческих людей. Приезжал Гмыря, Гнатюк, Коротич. Украинская жизнь бурлила.
Вернулся на Крымскую станцию помологии, где провел иммунологическую оценку генофонда плодовых культур к инфекционным заболеваниям. Выделил при этом стойкие сорта-доноры. Этими данными в настоящее время широко пользуются селекционеры многих стран.
В 1972 году Петру Вольвачу предложили работу в Киеве. Работал менее полугода. Уволили и выслали в Мелитополь. Шла зачистка Киева от национально ориентированных украинцев. Работал старшим научным сотрудником в Институте орошаемого садоводства.
В 1978 г. вернулся в Крым. Работал на разных должностях. После провозглашения независимости инициировал создание Южного научного центра агроэкологии Министерства сельского хозяйства Украины. Был его директором. Центр исследовал и проводил большую работу в экологическом сегменте. За эти исследования избран академиком Украинской академии экологических наук.
Разработанные в институте две научные программы по садоводству стали победителями Всеукраинского конкурса МОН Украины.
ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА
Все весомое, что происходило в Крыму в украинском сегменте, проходило непосредственно при участии Петра Вольвача. У него большой послужной список: один из организаторов Всеукраинского общества «Просвіта» им. Шевченко, Всеукраинского общества ученых «Крым с Украиной», двух конгрессов украинцев Крыма, украинской газеты «Кримська світлиця». Был одним из тех, кто боролся за построение украинской гимназии и Собора равноапостольных князей Владимира и Ольги УПЦ Киевского патриархата в Симферополе.
Петр Васильевич был делегатом всех шести Всемирных форумов украинцев. Возглавляет Крымский филиал научного общества им. Тараса Шевченко. Как ведущий научный сотрудник Всеукраинского информационно-культурного центра в Симферополе подготовил монографию «Українці Криму».
СИМИРЕНКО
На протяжении полувека Петр Вольвач, преодолевая сопротивление, которое оказывали ему и его единомышленникам потомки «великой и неделимой», упрямо делал свое дело. И до сих пор продолжает. Поскольку еще немало нужно сделать в Украине, чтобы достойно отметить память великих украинцев. Эта память будет работать на государство, на его будущее. Поэтому он использует любой случай, чтобы поделиться с людьми своими знаниями.
Еще когда был аспирантом, ездил в места, связанные с Симиренко. И везде ему радостно открывали двери. Но не на малой родине Симиренко — Платоновом хуторе рядом с Млиевым. В руководстве Млиевской станцией садоводчества были люди, причастные в разных формах к уничтожению памяти о семье украинских подвижников, к разгрому украинской садоводческой науки в 30—40 годы прошлого века. Были и просто невежды, которые выслуживались, критикуя школу Симиренко.
До чего дошла система в своей ненависти к украинским подвижникам, можно судить из такого факта.
На Платоновом хуторе Симиренко построили в 1858 г. Свято-Троицкий храм, где побывало много известных людей. Возле храма было семейное кладбище. Его сравняли с землей. Из храма сделали дом культуры. Построили сцену на месте захоронений семьи. Такие вот танцы на костях подвижников украинского дела. У изгороди похоронен Левко Симиренко. Напротив его могилы поставили туалет.
Петр Вольвач после провозглашения независимости стучал в высокие кабинеты. Ему помогала дочь расстрелянного Владимира Симиренко — Татьяна. Она, начиная с 1992 года, ежегодно приезжала в Украину из Канады. В 1995 г. журнал «Родовід» посвятил свой номер семье Симиренко, напечатал ряд статей, два тома последнего труда Владимира Симиренко.
В 2002 году вышло Постановление о почтении памяти выдающихся садоводов. Во времена президентства Виктора Ющенко храм снова стал храмом. Пан Петр с благодарностью вспоминает начальника Городищенского отдела культуры Николая Ковальчука, который организовал демонтаж всех пристроек под громкие протесты официальной сельской рады. Храм попал в государственную программу «Золотая подкова Черкасчины» и был отремонтирован и отреставрирован. Принадлежат к УПЦ КП.
В доме, где проживали Симиренко, создан мемориальный музей.
Это только одно из многочисленных дел, к которым причастен Петр Вольвач. Он мечтает, что когда-нибудь усадьба Платонов хутор станет национально-культурным заповедником.
ВЫНУЖДЕННО ПЕРЕСЕЛЕННЫЙ
С 2015 года Петр Вольвач вместе с семьей проживает в Ирпене. Пришлось оставить Крым из-за угроз, прозвучавших после его выступления на крымском телевидении. Перевести архив и некоторые вещи помогла Городищенская администрация, позволив загрузить фуру, которая принадлежала местной птицефабрике и возвращалась в Украину пустой.
В Симферополе прожил 60 лет. Знает каждое дерево, каждый куст. Родной город. И вдруг появляются какие-то люди. Почувствовал себя лишним. Уничтожается все украинское. Гордость крымчан — украинская гимназия — перестает функционировать, убирается со стеллажей школьной библиотеки украинская литература, под угрозу уничтожения попадает библиотека, которую наполнила диаспора. В части украинистики она могла конкурировать с Библиотекой им. Вернадского. Дошло до того, что даже украинскую вышивку в этнографическом музее не считают украинской.
Судьба этнических украинцев выглядит печально. Как пример — журналист Николай Семена.
Петр Вольвач хорошо помнит, каким был Крым в первые годы после присоединения к Украине. Он знает о вкладе украинцев в возрождение и строительство Крыма.
Сейчас академик Петр Вольвач продолжает активно популяризировать научные работы выдающейся семьи. Он добивается присвоения Институту садоводства НААН имени Владимира Симиренко, установления мемориальной доски на стене Киевского университета, присвоения имени Владимира Симиренко одной из улиц Киева (в столице есть четыре улицы Мичурина).
Напомним, что в этом году исполнилось 85 лет со дня ареста и 80 лет со дня гибели Владимира Симиренко. Наша обязанность достойно почтить память выдающегося ученого и великого патриота Украины.
Выпуск газеты №:
№56-57, (2018)Section
Почта «Дня»