Перейти к основному содержанию

Все ли мы знаем об Армении

Эксперты — о том, какое будущее ожидает страну после неожиданной отставки Саргсяна
24 апреля, 18:05
ФОТО РЕЙТЕР

Довольно неожиданный оборот обрели события в Армении, где c 13 апреля продолжались массовые протесты в связи с избранием на должность главы правительства экс-президента Сержа Саргсяна. Тот позавчера вечером все-таки не выдержал давления и подал в отставку, проведя на должности всего шесть дней. Еще в воскресенье во время переговоров с лидером протестов депутатом Николом Пашиняном Саргсян наотрез отказался обсуждать свой уход с поста и даже намекнул на силовой сценарий событий, напомнив о 1 марта 2008 года, когда из-за разгона демонстрации погибли десять человек. Президент страны Армен Саркисян также подписал указ об отставке кабинета министров. Исполняющим обязанностей премьер-министра был назначен вице-премьер Карен Карапетян.

Поскольку отставка была единственным требованием, то ее демонстранты восприняли как свою победу. Но то, с какой скоростью Саргсян пошел на уступки, вызвало много вопросов и подозрений, ведь неясно, каким будет дальнейшее развитие событий и какие изменения ждут политическую ситуацию в стране.

DW указывает на то, что и. о. главы правительства Карапетян раньше был генеральным директором компании «Армросгазпром», первым вице-президентом «Газпромбанка», замгендиректора по стратегическому и корпоративному развитию «Газпром межрегионгаза». А как отмечает Би-Би-Си, отставка Саргсяна еще не означает приход оппозиции к власти, ведь у блока «Elk» («Выход»), главой которого является оппозиционер Пашинян, нет большинства в парламенте для того, чтобы выдвинуть кандидатуру своего премьера. Также возникли подозрения в том, не был ли выгоден подобный сценарий какой-то третьей стороне, в частности России. В этой стране на события в Армении отреагировали неожиданно сдержанно. Официальный представитель МИД России Мария Захарова написала в Facebook, что Россия поддерживает Армению. В то же время российский журналист Константин Эггерт написал в соцсети: «Если правда, что Саргсян только что подал в отставку и это не тактический маневр, то это гигантский провал московской политики в стране-союзнике».

«День» обратился к армянским экспертам с просьбой ответить на несколько вопросов: 1. Какой теперь будет политическая ситуация в стране, и что ее ожидает в переходный период? 2. Чего можно ждать от армянской оппозиции, в частности от Никола Пашиняна? 3. Что стоит за столь поспешным решением Саргсяна, почему он так быстро поменял позицию? 4. Есть ли стороны, которым было выгодно это обострение в стране?

«НУЖНЫ НОВЫЕ ВЫБОРЫ И НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАСКЛАД»

Степан ГРИГОРЯН, председатель правления Аналитического центра по вопросам глобализации и регионального сотрудничества (Армения):

1 Во-первых, очень важно, что Сержа Саргсяна заставили поддать в отставку. Конечно, это внесет разрядку в политическую жизнь Армении, общество немного успокоится.

Вчера как минимум 600 — 700 тыс. людей вышли на улицы Еревана: они радовались и праздновали отставку Сержа Саргсяна.

Лидеры оппозиции сказали вчера на митинге, что, конечно, будут внеочередные парламентские выборы. Они необходимы. В нашем парламенте у оппозиции — всего 10% голосов, а это не соответствует настроениям общества. Правящую Республиканскую партию я бы назвал группой чиновников, бюрократов, коррупционеров и олигархов — безусловно, они не являются большинством, зато в парламенте они имеют 60%. Поэтому нужны новые выборы и новый политический расклад, соответствующий настроениям общества.

Переходный период будет заключаться в том, что в ближайшую неделю в парламенте будет выбран новый премьер. Думаю, под давлением народа это правящее большинство заставят, чтобы главой правительства стал лидер оппозиции. Дальше будут парламентские выборы, и потом уже картинка вырисуется.

Очень важная деталь: представьте себе, насколько ненавистен был этот режим армянскому народу (а Саргсян славится своими коррупционными связями с олигархией), что он сейчас ликует. Особенно в последние три дня они дошли уже до беспредела: арестовывали всех — известных людей, лидеров оппозиции.

Я оппозиционно настроен к власти, известный политолог, много выступаю, у меня достаточно высокий рейтинг и, хотя я не был активным политическим участником акций, даже меня они довели до того, что 22 числа в 12.30 я провел одиночную акцию протеста против армянских властей перед огромным количеством полицейских, за что меня, ясно, арестовали. То есть даже мирно настроенных, критикующих людей они арестовывали. Массовые аресты и насилие были, конечно, недопустимы, и, слава Богу, на данный момент это прекратилось.

2 Безусловно, премьер-министром должен быть Пашинян, а после этого должны состояться парламентские выборы. Ведь именно он возглавил оппозиционное движение. Да, у нас много оппозиционных групп, но именно Пашинян возглавил протесты, смог сделать так, что народ поверил в него. И что самое главное — они очень хорошо использовали современные технологии мирной борьбы, например социальные сети. Когда подходили полицейские, люди подымали руки, чтобы показать, что у них нет плохих намерений. Все это сыграло огромную роль. И лидером идей был Никол Пашинян.

Через какое-то время оппозиция должна высказать свои взгляды, позиции, идеи. Главное то, что они четко понимают, что нужна демократизация, должны восстановиться свободы, надо выпустить всех политзаключенных из тюрем, потому что у нас, к сожалению, за последние два года собралось громадное число политзаключенных, и это просто стыдно признавать. Даже не все международные инстанции реагировали на это. Линии, связанные с демократией, уже четко видны. А что касается вопросов внешней политики, это уже будет дальше.

3 Действительно, это очень важный вопрос, я тоже об этом думаю. Но я не обязательно вижу это как игру со стороны Саргсяна. А что он мог сделать? Дать приказ стрелять в нас?

В Армении есть миротворцы, полк которых насчитывает свыше тысячи человек, и вчера (23 апреля. — Ред.) они сдали оружие и вышли к народу. То есть уже военные части начали переходить на сторону оппозиции.

В 2016 году у нас была четырехдневная война и большое количество солдат, которые в тот момент были на передовой, ценой своей жизни защищали Родину, присоединились к митингующим и сказали: «Если будете стрелять, стреляйте в нас». В такой ситуации рисковать было для него лично опасно. Поэтому пошел в отставку. Конечно, могут быть и другие факторы. Но я вижу этот: он сделал это не потому, что он хороший — он максимально применил репрессии, но машина ему уже не подчинялась.

Меня арестовали, и в участке я устроил митинг, полицейские слушали, что я говорю. Я выражал свой протест против ареста политических и общественных деятелей, и было очевидно, что полиции совсем не нравится, что они должны арестовывать известных армянских политологов или политиков.

4 Явного следа России я не прослеживал. У нас были опасения, что они опять более жестко выступят в пользу Сержа Саргсяна. Путин поздравил Саргсяна, когда парламент избрал его премьером. Мы думали, что они сильнее поддержат его политически, но этого не последовало. Мне трудно сказать, почему и какие там игры.

Вчера были празднования: если бы вы были в Ереване, вы бы подумали, что это Новый год — весь народ ликовал. И в России, возможно, понимали, что для них будут тяжелые последствия держать такую фигуру и они что они полностью потеряют рейтинг в Армении. Сомневаюсь, что это было сделано из благих намерений. Может быть, они подумали, что мы сами разберемся или были другие хитрости. Но это покажет время. Пойдет развитие событий, и станет ясно, почему, по крайней мере, внешне Россия не была активна.

«АРМЕНИЯ ВСТУПАЕТ В ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

Эмиль ДАНИЭЛЯН, армянский журналист, политический аналитик:

1 Армения вступает в период политической неопределенности, потому что на все эти вопросы — кто займет пост премьера, и будут ли выборы — пока еще нет ответов. Ситуация остается довольно-таки шаткая.

2 Пашинян дал понять, что именно он должен быть премьером и его временное правительство должно провести выборы. Но пока еще трудно сказать, удастся ли ему сделать это, потому что он фактически одинок. У него есть своя партия, но она довольно-таки маленькая, и в нее входят в основном молодые и неопытные люди. Вопрос в том, будут ли заинтересованы другие политсилы в проведении выборов именно сейчас, хотели бы они, чтобы он стал премьером. Я, честно говоря, не уверен. Это будет зависеть от дальнейших протестных выступлений, потому что он намерен продолжать проводить свои митинги, это главный рычаг его поддержки. Вопрос в том, будут ли люди выходить в том же количестве, в котором они выходили на демонстрации против Сержа Саргсяна, потому что главный лозунг был: «Свергни Сержа!» — чтобы тот ушел в отставку.

3 Решение было принято в последний момент, потому что протестная волна продолжалась, что грозило параличом всех государственных структур. Единственное, что могло бы это остановить, — введение войск, пролитие крови.

4 Не думаю. Реакция России была довольно-таки интересная. Не было никаких пропагандистских заявлений о том, что это Майдан или за этим стоит Запад.

Не думаю, что они сыграли какую-то роль в провоцировании. Никол Пашинян — это не тот человек, на которого Россия будет опираться, потому что его партия входит в оппозиционный блок, который буквально несколько месяцев назад выступил за выход Армении из Евразийского союза.

Но дальнейшая реакция Москвы может серьезно повлиять на последующие политические процессы в Армении, учитывая тесные связи между двумя странами и традиционные пророссийские настроения. Вчера был телефонный разговор между Дмитрием Медведевым и и. о. премьер-министра Кареном Карапетяном, хотя мало что известно о деталях этого разговора.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать