Перейти к основному содержанию

Как защитить интересы в Иране

Сергей БУРДЫЛЯК: «Украине следует продолжать развитие сотрудничества в тех сферах, которые не подпадают под действие санкций США»
24 мая, 19:10
ФОТО REUTERS

На днях госсекретарь США Майк Помпео объявил о введении против Ирана «самых жестких санкций за всю историю страны» с целью заставить его руководство сесть за стол переговоров и принять лучшее ядерное соглашение. По его словам, после введения таких мер Ирану придется бороться за выживание своей экономики.

При этом госсекретарь США назвал 12 условий, которые Тегеран должен выполнить для подписания нового соглашения и большинство из которых не имеют отношения к подписанному в 2015 году соглашению с Ираном относительно его ядерной программы.

Следует напомнить, что США уже ввели против Исламской Республики Иран «калечащие» санкции, по словам тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон, которые были направлены против иранского нефтяного, банковского и оборонного сектора, а также против страховых, судоходных и энергетических компаний. Тогда все эти меры, осуществлявшиеся США в координации с другими странами с 2009 по 2012 годы, действительно привели руководство Ирана к столу переговоров.

Сейчас ситуация выглядит несколько иной, никто из стран ЕС не спешит присоединяться к санкциям США и вводить собственные ограничительные меры.

Поэтому возникает вопрос: принесут ли действительно «самые жесткие санкции за всю историю», как отметил Помпео, желаемый результат — заставят Тегеран сесть опять за стол переговоров? К каким последствиям может привести это одностороннее решение администрации Трампа как внутри Ирана, так и на Широком Ближнем Востоке, или самое главное, для нас, повлияют ли они на сотрудничество Киева с Тегераном и как действовать Украине в этой ситуации.

С этими вопросами «День» обратился к послу Украины в Исламской Республике Иран Сергею БУРДЫЛЯКУ.

«РЕШЕНИЕ США ЛИШЬ КОНСОЛИДИРОВАЛО ЕС...»

— Решение Белого дома, по сути, не было новым или неожиданным. Выдвинутые Майком Помпео Ирану условия принципиально не отличаются от тех, которые ранее были озвучены Дональдом Трампом в его речи относительно выхода из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию иранской ядерной программы 8 мая этого года, и являются своего рода продолжением упомянутого выступления.

Стратегия США, как и ранее, заключается в том, чтобы вынудить Иран к переговорам с целью заключения «лучшего соглашения».

Несмотря на то, что иранская экономика уже много лет позиционируется как «экономика сопротивления», негативный эффект от возобновления санкций ожидается больше, чем в период их применения до заключения СВПД. Слабым местом, прежде всего, является банковская сфера, далее идет нефтяной сектор. В последние годы инвестиции в нефтяную промышленность Ирана существенно сократились. После возобновления санкций иранская доля на нефтяном рынке уменьшится, Иран будет вынужден конкурировать за счет цены. В то же время, Китай продолжит импорт нефти из Ирана, так же и Россия в рамках бартерных соглашений с Тегераном, и, с большой вероятностью, Япония, Индия и Турция.

Airbus и Boeing, которые после подписания СВПД заключили контракт на продажу 200 самолетов Ирана, после возобновления санкций могут недополучить около 40 миллиардов долларов, поскольку выданные им американские лицензии могут быть аннулированы.

Согласно заявлениям иранских должностных лиц, в ближайшие недели Тегеран примет окончательное решение относительно продолжения участия в СВПД. В то же время Тегеран заявляет о готовности соблюдать СВПД лишь в том случае, если будет иметь экономическую пользу от этого.

Теперь правительству Хасана Рухани благодаря началу переговорного процесса с ЕС и «евротройкой» удалось стабилизировать ситуацию в государстве и удержать ее под контролем.

Решение США о выходе из СВПД лишь консолидировало Европейский союз и стимулировало к поиску путей защиты собственных экономических интересов.

Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Фредерика Могерини раскритиковала озвученный Майком Помпео жесткий курс в отношении Ирана, в очередной раз отметив, что альтернативы СВПД нет.

Украине также следует действовать из этих позиций, продолжая развитие торгово-экономического сотрудничества с Ираном в тех сферах, которые не подпадают под действие санкций США: сельское хозяйство, фармация, транспорт, образование, туризм и тому подобное, находя необходимые для этого механизмы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать