Перейти к основному содержанию

Нина АНТОНОВА: «Самый дорогой подарок от сына – фильм обо мне»

Известная украинская актриса — о картине «Главная роль», режиссерах Анатолии и Сергее Буковских и работе с Сергеем Лозницей
15 июня, 10:49
МАТЬ И СЫН / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОДЕССКИМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ФЕСТИВАЛЕМ

... Гаснет свет в кинозале. Начинается кино. «Значит, смотри! Давай попробуем сделать следующее: представь себе, что это не документальный фильм («документалка», как сейчас говорят), а игровой, художественный. И ты играешь актрису (придумай себе имя, любое, какое хочешь), которая готовится к своему юбилею и т. д. Так тебе будет легче. Ты же все равно будешь играть. Ты же не можешь быть собой...» — «Собой буду! Я всегда — собой! Только в предлагаемых обстоятельствах».

Этим диалогом (режиссера Сергея Буковского и актрисы Нины Антоновой, сына и мамы) начинается документальный фильм «Главная роль». Картины, которая на прошлогоднем Одесском кинофестивале была названа лучшей в конкурсе европейских документальных фильмов, а Нина Антонова получила «Золотого Дюка» за лучшую актерскую работу в Национальной конкурсной программе.

На следующий после закрытия фестиваля день, по дороге из Одессы в Киев, мои юные коллеги с легким высокомерием обсуждали «абсурдность» присуждения приза за актерское мастерство артистке, которая «ничего не играет, кино-то ведь до-ку-мен-таль-ное!..» В тот момент очень хотелось провести мобильный мастер-класс для кинокритиков о ломке стереотипов, разрыве шаблона, о том, что любое кино — художественное, если, конечно, оно талантливое, что у членов жюри не только отменный кино-вкус, их решение умное и тонкое. Слава богу, сдержалась.

А на днях Нина Васильевна Антонова (вместе с коллегами — кинооператором Анатолием Химичем и звукорежиссером Игорем Барбой) стала лауреатом престижной ежегодной премии «Київ» им. Ивана Миколайчука в области киноискусства за участие в (документальном!) фильме «Главная роль».

 АКТРИСА

Справка «Дня»

Нина Антонова, заслуженная артистка Украины

Избранная фильмография:

• «Военная тайна» (1958)

• «Варькина земля» (1969)

• «Подпольный обком действует» (1978)

• «Провал операции «Большая Медведица» (1983)

• «Володькина жизнь» (1984)

• «Мосты сердечные» (2006)

• «Поддубный» (2014)

• «Главная роль» (2016)

• «Донбасс» (2018)

— Нина Васильевна, когда Сергей решил снимать о вас кино, было приятно или страшно?

— Я не хотела, чтобы Сережа снимал эту картину, все время говорила, что мне она совершенно не нужна, что я уже старая, и никому не интересна. Когда надоела всем своими причитаниями, мне Виточка (Виктория Бондарь, жена и редактор Сергея Буковского. — Авт.) сказала: «Это нужно Сереже». И я согласилась. Снимали много и долго, иногда я не понимала, зачем необходим тот или другой эпизод. И совершенно не ожидала, что они так здорово, необычно смонтируют картину. Правда, не все поняли фильм. Моя подружка после премьеры спросила: «А почему о твоем детстве, о родителях ничего нет?» Ее результат не удовлетворил... (Смеется)

— А мне лично кажется, что «Главная роль» — это признание взрослого мужчины в любви своей (взрослой) матери. Без пафоса, сюсюканий, иногда даже предъявляя претензии. Очень сдержанное, но нежное... Когда вас с Сергеем пригласили на церемонию закрытия Одесского кинофестиваля, было предчувствие, что отметят именно вашу работу?

— Что ты! Я не хотела ехать — дорога утомительная. Сережа уговорил. К тому же, у меня с Одессой связаны приятные, хотя и грустные воспоминания. Я приезжала туда на пробы к Марлену Хуциеву. На фильм «Два Федора». Познакомилась с Василием Шукшиным. Помню, пили чай с баранками, Марлен Мартынович хотел найти контакт со мной, но я была страшно зажата... Шукшин проводил меня на поезд и ушел, а я стояла и плакала, понимала, что меня не утвердят. «Мою» роль потом сыграла Тамара Семина...

Никакого предчувствия не было. Когда назвали мою фамилию, я даже не отреагировала, пока Сергей не подтолкнул: «Мама, это тебя!» И у меня ноги отказали... Конечно, было приятно. А сейчас вот еще премия имени Ивана Миколайчука... Какой -то совершенно новый виток в жизни, я даже не надеялась на такое развитие событий, ведь мне уже 83 года!

— Но ваша актерская судьба складывалась весьма успешно, грех жаловаться. С первой попытки поступили в театральное училище, замуж вышли за режиссера — мечта всех девчонок-артисток, снимались в главных ролях... Что было не так?

— Это лишь звучит красиво. Я родилась в Башкирии, родители никакого отношения к искусству не имели. Папа — военный, служил в военкомате, в отставку вышел в звании майора, мама — домохозяйка. Четверо детей — две дочери и два сына. Я была старшей. Сейчас нас только двое с братом осталось... Порой начинаю анализировать, как они жили — боже, боже... Представляешь, что такое в то время дать всем детям высшее образование?! Мама продавала молоко, овощи, цветочки, и все деньги отсылала нам, когда мы учились...

Я всегда мечтала стать артисткой. Даже когда, ребенком, пасла корову, думала — со мной должно произойти что-то необычное! Я куда-то улетала, сердце сжималось... На всех школьных праздниках выступала, читала стихи, в старших классах ходила в драмкружок при клубе нефтяников. В 54-м году поступила в Щукинское театральное училище. На вступительном экзамене читала поэму Маргариты Алигер о Зое Космодемьянской.

 МУЖ. НОСТАЛЬГИЧЕСКОЕ

Справка «Дня»

Анатолий Буковский, заслуженный деятель искусств Украины

Избранная фильмография:

• «Сумка, полная сердец» (1964)

• «Варькина земля» (1969)

• «Подпольный обком действует» (1978)

• «Провал операции «Большая Медведица» (1983)

• «Володькина жизнь» (1984)

• «Личное оружие» (1991)

С Толей (Анатолий Буковский, кинорежиссер, муж Нины Антоновой. — Авт.) познакомилась, когда он был студентом института им. Карпенко — Карого и подрабатывал ассистентом режиссера на фильме «Военная тайна» Мечиславы Маевской. Я заканчивала училище, меня пригласили на главную роль в этой картине, и я рванула из Москвы в Крым, в Артек (море тогда впервые увидела), даже не получив диплома. Выдали мне его уже после съемок, буднично , в канцелярии. Мы влюбились друг в друга с первого взгляда, и я поехала с Толей в Киев... Мне было 23 года, ему — 33. Родители узнали, что я вышла замуж, по телефону. Когда папа познакомился с Толей, они пообщались, конечно, выпили по рюмочке, и он сказал мне: «Держись за него, хороший мужик!» (Задумывается) Не понимаю сейчас, как я все выдержала — ни квартиры (мы снимали «угол» на Прорезной, с нами жил еще и сын хозяина), ни работы... Когда узнала, что жду ребенка, уехала к родителям. Толя в то время был вторым режиссером у Владимира Денисенко на фильме «Роман и Франческа», мы писали друг другу письма, приехать он смог за мной, когда Сереже уже четыре месяца исполнилось, зубки начали резаться...

— И когда жизнь стала налаживаться?

— Постепенно. У нас, наконец-то, появилась собственная квартира на Нивках, Толя получил режиссерскую постановку, и пошло — поехало...

— Это была «Варькина земля»?          

— «Варькина земля» была гораздо позже! Счастливая случайность! На студию пришел сценарий, который в Москве никому не понравился (в Советском Союзе подобная практика была в порядке вещей), его предложили Анатолию Сергеевичу. Он принес сценарий домой, мы улеглись на диване, и начали его читать. И вдруг Толя спрашивает меня: «А как насчет Варьки? Не хочешь ее сыграть?» Я вначале опешила — героиня ведь школьница, а мне 32 года...

ЗНАКОВОЙ В ТВОРЧЕСКОЙ СУДЬБЕ НИНЫ АНТОНОВОЙ СТАЛА ЛЕНТА «ВАРЬКИНА ЗЕМЛЯ» / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА НИНЫ АНТОНОВОЙ

— Я пересмотрела картину перед интервью, возраст совершенно не виден. Может быть, из-за того, что вы маленькая и хрупкая...

— Может быть, хотя поначалу я комплексовала. Фильм снимали долго, два года. Когда начинали, Сережа в первый класс пошел, закончили — перешел в третий. Определили его в пионерлагерь вначале, потом бабушки приезжали, наконец, к тетке отправили, где он и оканчивал третий класс. Родственники Сережу очень любили, он не сильно по нам скучал, я думаю. Это он сейчас (в фильме «Главная роль». — Авт.) говорит, что мы его «сплавляли» куда-то все время, на что я ему отвечаю: «Можно подумать, что ты вырос под плинтусом»! (Смеется)

— А на съемки Сережу брали с собой?

— Конечно, брали! Пока мы были заняты, гримеры с ним сидели, или кто-нибудь на площадке приглядывал. Однажды видим: группа людей хохочет над чем-то — а это Сережа, карапуз, изображает буги-вуги! (Смеется) Все отпуска вместе проводили — отдыхали тогда, как ты понимаешь, не на Майами, а на берегу Днепра. Село Днепровское или Ладинка. Палатки! Рыбалка!

— О, теперь понятно, в кого Сережа такой заядлый рыбак!

— А как же! Главным рыбаком, конечно, был Анатолий Сергеевич, потом — Сережа. А я — нет! Попробовала однажды, не увлекло.

— О «Варькиной земле» я спросила не случайно. Хоть вы и сыграли немало главных ролей, вашей «визиткой» все равно остается Варька, согласны? После премьеры «проснулись знаменитой»?

— (Смеется) Именно так и было! После премьеры по телевизору, утром, я подошла к киоску сигареты купить, а киоскерша на меня та-ак смотрит, глаз оторвать не может! И я поняла: «Вот она, слава!» (Смеется)

— Почему же на пике популярности другие режиссеры (кроме Анатолия Сергеевича) редко приглашали вас в свои картины?

— Недавно (почти через 50 лет) один режиссер с нашей студии признался мне, что был в то время в меня влюблен. «Почему же тогда не снимал?», — спрашиваю. — «Так у тебя же был муж!», — изумился он. Издержки профессии — «жена режиссера», как говорится. Эпизодики у меня были, конечно, — у Николая Засеева, Миши Беликова. Но не более...

— Скучаете по Анатолию Сергеевичу?

— Ира, нет дня, чтобы я его не вспоминала... Вернее, именно днем-то все нормально — суета, а как только ложусь спать — все! До трех-четырех часов утра прокручиваю-прокручиваю нашу жизнь... Когда Толи не стало, Вита с Сережей забрали меня к себе, и только через месяц где-то я поняла — оказывается, живу... Как странно. Прочитала недавно воспоминания жены Вертинского. Он говорил ей: «Когда я умру, ты будешь любить меня больше...»

— Обиды забываются?

— Не будем об этом...

СЫН. НАСТОЯЩЕЕ

Справка «Дня»

Сергей Буковский, народный артист Украины

Избранная фильмография:

• «Завтра праздник» (1987)

• «А ночка темная была...» (1988)

• «Сон» (1989)

• «Крыша» (1989)

• «Знак тире» (1992)

• «Дислокация» (1992)

• «На Берлин!» (1995)

• «Spell your name /Назови свое имя по буквам» (2007)

• «Живые» (2008)

• «Украина. Точка отсчета» (2011)

• «Океан Эльзы. Backstage» (2015)

• «Главная роль» (2016)

— Когда Сережа объявил вам, что будет поступать в театральный институт, не пытались отговаривать его, как часто бывает в творческих семьях, которые знают цену этой профессии?

— Да куда там! Знаешь, чем он увлекался в школе? Птички, рыбки, кактусы... Брал в школьной библиотеке книгу Даррела, прочитывал ее от корки до корки — сдавал, затем приходил и брал вновь! Сергей очень хотел учиться у режиссера Феликса Соболева, заниматься научно-популярным кино, но Феликс в тот год не набирал курс. Сережа поступил к Владимиру Павловичу Небере. Сегодня сын доказал, что выбрал эту профессию не зря. И я очень горжусь, что у Сергея все получается.

— Нина Васильевна, артистки часто жалуются, что их «век» в кино короткий. Мало возрастных ролей, а если они и прописаны в сценарии, то, чаще всего, однотипные — бабушки у подъезда, уборщицы, бомжи и т.д. Вроде у остальных людей жизнь после 45 заканчивается... Вы же сегодня снимаетесь гораздо больше, чем в молодости. Чем можете объяснить такой интерес режиссеров к себе?

— В определенном смысле, действительно, это феномен. После того, как развалился Советский Союз, кино перестали снимать в буквальном смысле. Выживали мы благодаря моим встречам со зрителями, на которые я ездила от Бюро пропаганды киноискусства и Общества знаний. Даже на БАМе побывала. Ставка была — 8.50 за концерт. У меня — три концерта в день. Несколько раз снялась в программе «Скрытая камера» и ловила кайф: меня никто не узнавал, потому что я была разной, и даже соавтором сценария, по большому счету, поскольку импровизировала, да и платили неплохо. Но Толя запретил мне это делать.

А потом пошли сериалы — «Территория красоты», «Мухтар», и другие. Сегодня меня часто приглашают на маленькие эпизоды, я соглашаюсь, и не стыжусь их. Это моя профессия — я люблю работать. А что, лучше на лавочке сидеть? Борщи варить? Пельмени лепить? (Я в гостях у Нины Васильевны, она произносит эти слова, щедро накладывая мне пельмени собственного приготовления, делать которые научилась еще в детстве, в Башкирии. — Авт.)

— Лично я не против пельменей, хочу даже рецепт попросить — очень вкусно.

— (Смеется) Одно другому не мешает. Кроме того, я люблю угощать, а если бы не было повода, и ты не пришла брать интервью, зачем было бы их лепить?!.

Кроме работы в сериалах, за последнее время я снялась в небольших ролях в Польше, Германии, в американском документальном проекте с игровыми элементами «Секс в СССР». Впечатлений — море!

Наверное, моя востребованность сегодня связана с тем, что я никогда ничего со своей внешностью не делала (однажды, правда, хотела записаться к пластическому хирургу, но Толя мне категорически запретил — спасибо ему!). Как говорится, «мои года, мое богатство»! (Смеется).

— Кстати, хочу вас поздравить с наградой, которую недавно получил Сергей Лозница за фильм «Донбасс» на Каннском кинофестивале — приз «за лучшую режиссуру» в конкурсной программе «Особый взгляд». В этом есть и ваша заслуга — вы снимались в картине. Как работалось с Лозницей?

— Сергей Лозница — феномен. Я недавно посмотрела его предыдущую картину — «Кроткая». Очень сильный, но жесткий и страшный фильм. «Донбасс» еще не видела, но Лозница говорил, что он будет еще радикальнее. Сам же Сергей — антипод своему кино: интеллигентный, с добрыми глазами и детской улыбкой.

Снимали мы в Кривом Роге. Я ездила туда три раза, и хоть это достаточно утомительно для меня, чувствовала себя комфортно, потому что в группе относились ко мне с большим вниманием. Съемочная группа была интернациональной — оператор Олег Муту, румын, кроме украинцев — актеры из Польши, Екатеринбурга. Если Лозницу что-то не устраивало в игре артиста, он отзывал его в сторону и тихонько объяснял задачу.

Мой персонаж — злобная и жестокая бабка из ДНР, которая вместе с оголтелой толпой избивает попавшего в плен «атошника». Мы выезжали на локацию каждый день в пять часов утра — неделю репетировали, а потом три дня снимали. Я и на репетициях, и на съемке выкладывалась по полной, так «била солдатика», что даже повредила связки. До сих пор лечусь. Друзья шутят, что бог покарал, нельзя было на своих руку поднимать. А если без шуток, в профессии вообще ничего нельзя делать вполсилы, а у такого режиссера как Сергей Лозница — тем более. Я очень рада его победе в Канне. И за себя рада, потому что работать с ним — подарок судьбы!

— Любите подарки?

— Если в буквальном смысле слова — терпеть не могу! Очень неловко себя чувствую.

— А когда их делают близкие, и от души? Какой самый памятный?

— Знаешь, я никогда не ожидала, что из этого фильма — «Главная роль» — будет что-то путное. И Сергею об этом говорила. Он мне в ответ: «Мама, разве я тебя когда-то подводил?!» Не подводил. И на сей раз не подвел. Наверное, эта картина — самый памятный подарок от сына. Никто бы никогда до такого не додумался!

Более того, я бы сказала, что этот подарок предназначается не только мне. История названия фильма «Главная роль» — давняя. Еще до распада Советского Союза мой муж — Анатолий Буковский — написал сценарий о судьбе театральной актрисы, которую пригласили сниматься в кино на главную роль. Ради этого она ушла из театра, но кинокарьера не состоялась. Не состоялся и Толин фильм, хотя картина уже была в запуске. В «той» стране произошла перестройка, и кино перестали снимать. Сережа в какой-то степени помог отцу реализовать его замысел, и название картины «Главная роль» — своеобразное посвящение ему. Мне так кажется.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать