Государство-пират
Кремль систематически нарушает безопасность в Азовском море. Что должна противопоставить Украина?
Россия продолжает агрессивные действия в акватории Азовского моря. Бывшие военные и эксперты, которые постоянно следят за ситуацией, бьют в набат уже третий месяц. Проблема была и раньше, однако с мая агрессор начал действовать более нагло. Последние новости свидетельствуют, что практика задержания украинских судов российским ФСБ, это часть гибридной войны против Украины. РФ постоянно задерживает суда, которые направляются в украинские порты. Главный редактор проекта BlackSeaNews, крымчанин Андрей Клименко на своей странице в ФБ постоянно сообщает о многочисленных фактах подобных случаев:
►04.07.18 — задержание румынского судна WHITE STAR(ИМО 9381938) катером береговой охраны ФСБ РФ. 11:00 мч, 20 миль к югу от Бердянской косы. Судно идет с Герека (Турция) в Бердянск;
►04.07.18 — ориентировочно в 06.30 мв на расстоянии 3,8 морских мили (6,8 км) к югу от Бердянской косы береговой охраной ФСБ РФ был задержан турецкий сухогруз BARON (ИМО: 9394210) под флагом Турции, судно идет с Хайфы (Израиль) в Бердянск. Длительность задержки: 06.30 — 09.30 = 3 час.;
►03.07.18 — ориентировочно в 00.30 мв на расстоянии 11 морских миль (20 км) к югу от Бердянской косы, 46°28’06» N 36°50’34» E, береговой охраной ФСБ РФ задержан турецкий сухогруз NAZLIM (ИМО: 7802122), судно идет в Мариуполь. Длительность задержки: 00.30 — 03.30 = 3 час.;
►02.07.18 — ориентировочно в 20.30 мв на расстоянии 12 морских миль (22 км) к югу от Бердянской косы береговой охраной ФСБ РФ задержан турецкий сухогруз HALISDEMIR (ИМО: 9517331), судно идет с Мариуполя в Туркели (Турция). Длительность задержки: 20.30 — 22.30 = 2 час.
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА
Учитывая расстояние 6,8 км, Клименко добавляет: «Почти на пляже Бердянской косы. Следующее будет прямо в Бердянском порту?» За словами эксперта, если МИД Украины оперативно прибавит эти факты к «морскому» иску Украины в международный суд, то через год-два их туда прибавят, а лет через 5 рассмотрят...
После уроков, которые поднесла Россия на востоке Украины, а особенно в Крыму, украинская власть должна была бы сделать серьезные выводы. Но провокативные действия РФ почему-то остаются без надлежащего ответа со стороны Украины. Заявления украинского МИД об опасности от Москвы и дополнение исков в международных судах еще больше развязывают руки Кремлю.
Раньше в комментарии «Дню» адмирал, эксперт по вопросам обороны и безопасности, политик Игорь Кабаненко уже заявлял: «Я неоднократно предоставлял рекомендации относительно защиты национальных интересов Украины на море, начиная от необходимости формирования целесообразных военно-морских группировок до несения патрульной службы в море и других аспектов. К сожалению, рекомендации остались на бумаге, и состоянием на сегодня в реагировании на отмеченную активность в Азовском море возлагаться можно только на Государственную пограничную службу, у которой там есть катерные силы, что в состоянии вести патрулирование кромки территориального моря в районе учений РФ и выполнять другие мероприятия антикризисного реагирования. В то же время следует напомнить, что в Одессе у причала уверенно стоят шесть катеров «Гюрза-М», которые были бы к месту там, где горячо. Помогли бы американские «Айленды», но они до сих пор не получены через медленность украинской стороны».
В чем проблема? Почему украинская власть опять медлит?
«Стоит сказать, что реакция на поведение России в Азовском море должна быть комплексной, — комментирует «Дню» представитель Президента в АР Крым Борис БАБИН. — Это и безопасностный вопрос, и военные и юридические мероприятия, и мероприятия организационные. Относительно юридических мероприятий, то здесь действительно у нас непонятное соглашение 1993 года, из которого кормится очередная генерация украинских должностных лиц, что причастны к соответствующим протоколам, к соответствующему распределению квот и так далее (согласно договору каждый год согласовываются квоты по вылову рыбы в Азовском и Черном морях. — Ред.). Кстати, об этой ситуации мы сообщили всем, включая НАБУ. Посмотрим, какие будут приняты меры».
НА КАРТЕ ОБОЗНАЧЕНЫ МЕСТА НЕДАЛЕКО ОТ БЕРДЯНСКОЙ КОСЫ, ГДЕ РФ НАГЛО ОСТАНАВЛИВАЕТ СУДА, НАПРАВЛЯЮЩИЕСЯ В УКРАИНСКИЕ ПОРТЫ. «ЗАДЕРЖАНИЯ РОССИЙСКИМИ ПОГРАНИЧНИКАМИ СУДОВ В АЗОВСКОМ МОРЕ ПРИОБРЕТАЮТ ХАРАКТЕР МОРСКОГО САФАРИ ОТ ФСБ», — ПИШЕТ АНДРЕЙ КЛИМЕНКО В ФБ / ФОТО С ФЕЙСБУК-СТРАНИЦЫ АНДРЕЯ КЛИМЕНКО
«Относительно договора 2003 года (в котором сказано, что Азовское море является внутренними водами обеих стран, то есть украинские и российские военные корабли имеют право находиться в любой точке Азовского моря. — Ред.), то это вопрос больше политический, — продолжает Борис Бабин. — Настоящий договор действительно дает огромные преимущества россиянам на сегодня. И нам действительно необходимо прорабатывать законодательство о нашем территориальном море, внутренним водам и прилегающей зоне. Нужно прорабатывать пути распространения на Азов всех, без исключения, положений, конвенций ООН о морском праве 1982 года. То есть это должна быть комплексная юридическая и внешнеполитическая работа».
«Другой блок работы — это реагирование на задержание, — отдельно отмечает наш собеседник. — Эта работа должна состоять из нескольких сегментов. Нужно просчитывать все убытки, которые несут украинские порты в результате действий РФ. На сегодня на Азове судоходство по большей части под удобными флагами, но есть суда и под украинскими флагами, которые задерживались несколько раз. Здесь нашим представителям — и Министерства инфраструктуры, и МИД нужно занять согласованную позицию и выходить на комплексное реагирование Украины как государства флага. Относительно безопасностных вопросов — необходимо навести порядок государственного управления в районах, которые граничат с Азовом и АР Крым. РФ пытается дестабилизировать ситуацию, в том числе через коррупционную составляющую, через «пятую колонну», через спецслужбы, через общую преступность и тому подобное. У нас есть информация, что эти действия будут усиливаться со стороны РФ в частности в Херсонском регионе».
«Также необходимо усиливать возможности украинских ВМС и институционной возможности морской охраны, — говорит Борис Бабин. — Нельзя говорить, что в этом плане ничего не делается. Есть соответствующие решения и Верховного главнокомандующего, есть позиция Министерства обороны, есть позиция государственной пограничной службы относительно нового вооружения, новых плавсредств и подготовки кадров. Но все понимают, что все это нельзя сделать сразу. Однако и украинское общество должно быть готовым к тому, чтобы тратить больше на соответствующие безопасностные мероприятия, ведь этот вопрос жизни и смерти. Наш экспорт зависит от деятельности в частности морских портов, а следовательно, вопрос безопасности на море касается каждого украинца. Эта проблема не секторная, а глобальная».
Общаясь с экспертами, некоторые из них замечают, что имели возможность говорить о проблеме на Азове с представителями власти, в частности секретарем СНБО, командующим ВМС Украины, которые, в свою очередь, рассказывают о комплексе мероприятий со стороны украинской власти. Но, по словам наших собеседников, у них создалось впечатление, что комплексного подхода как раз нет, как и координации со стороны единого центра управления, а есть отдельные действия каждой структуры. Такой подход, конечно, не может быть адекватным ответом на гибридную войну Кремля, который действует вызывающе и агрессивно, постоянно передвигая «красную линию». Украине нужны профессиональные и комплексные мероприятия как на суше, так и на море.
Выпуск газеты №:
№116, (2018)Section
Подробности