Перейти к основному содержанию

Штормовой саммит НАТО

Иванна КЛИМПУШ-ЦИНЦАДЗЕ: «Надеемся, что Альянс признает угрозы, которые несет в себе поведение РФ»
11 июля, 19:10
ФОТО REUTERS

В Брюсселе начался саммит НАТО, который проходит раз в два года и встречи на котором проходят на наивысшем уровне, — при участии глав государств и правительств.

УКРАИНСКИЙ ВОПРОС

В этот раз на саммите не состоится заседание Комиссии «УКРАИНА-НАТО» из-за позиции Венгрии, которая в очередной раз заблокировала проведение мероприятия с учетом спора относительно закона «Об образовании». Однако Украину таки пригласили в Брюссель, и сегодня наша делегация во главе с  Президентом Украины Петром Порошенко примет участие в совместном с Грузией заседании. Однако несколько заявлений, касающихся нашего государства, в Брюсселе прозвучали еще в день открытия.

В ходе саммита председатель Комитета Верховной Рады по иностранным делам Анна Гопко задала генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу вопрос, согласен ли он с тем, что Украина заслуживает, чтобы стать членом Enhance Opportunity Program (Программы расширенных возможностей) с учетом того, что наше государство тратит более 5% ВВП на безопасность и оборону, приобщается почти к каждой миссии НАТО, приняла закон о нацбезопасности, однако из-за блокирования Венгрии на нынешнем саммите это не состоится. В ответ Столтенберг указал, что организация уже имеет много инструментов для поддержки нашей страны: Комиссия «УКРАИНА-НАТО», трастовые фонды, пакет поддержки и тому подобное. Он подчеркнул, что нужно работать в существующем формате и помочь Киеву сфокусироваться на реформах и реорганизации безопасностных и оборонных институций.

ФОТО REUTERS

Президент Польши Анджей Дуда выразил надежду на то, что Украина и Грузия рано или поздно «станут частью евроатлантического сообщества в полном смысле этого слова, не в смысле дружбы, а в смысле членства в Альянсе», — цитирует его слова «Укринформ».

А президент США Дональд Трамп во время конференции с генсеком НАТО заявил, что Россия «тотально контролирует» Германию через энергетические ресурсы, в частности, через проект «Северный поток-2». «Мы платим миллиарды долларов (ФРГ. — Ред.), чтобы защитить вас, но вы платите миллиарды долларов России», — цитирует его DW.

РАСХОДЫ

Кстати, именно визит Дональда Трампа в Брюссель был едва ли не самым обсуждаемым, ведь он много критиковал союзников за несправедливое распределение груза расходов на оборону. «США тратят намного больше, чем любая другая страна для того, чтобы защитить их. Нечестно для американских налогоплательщиков», — написал в Twitter глава Белого Дома накануне вылета в Брюссель и потом добавил: «Страны НАТО должны платить больше, США — меньше. Очень несправедливо!» «Хорошими новостями является то, что союзники уже начали инвестировать больше в оборону», — отметил Столтенберг во время двусторонней встречи с Трампом. Ранее он сообщил, что в 2018 году восемь стран НАТО потратят на оборону 2% ВВП, по сравнению с тремя в 2014 году.

«Твиты мистера Трампа показывают лидера, полного решительности превратить Альянс в защитную ракетку. Президент хочет встряски своих военных партнеров, чтобы получить немного денег», — говорится в редакционной статье The Guardian. Другая статья издания вышла под названием: «Европейцы готовятся к самому худшему от Трампа на штормовом саммите НАТО».

ПОВЕСТКА ДНЯ

Хотя на момент подготовки этого номера итоги первого дня саммита были не известны, учитывая, что пресс-конференция генсека НАТО состоялась вечером, еще накануне он рассказал, чего стоит ожидать от события.

Во-первых, союзники согласятся на запуск новой тренировочной миссии в Ираке, открытие там военных школ, усиление поддержки партнеров на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Во-вторых, должна быть утверждена инициатива «Четыре по тридцать», которая заключается в обязательстве до 2020 года иметь 30 механизированных батальонов, 30 воздушных эскадрилий, 30 боевых суден, готовых к разворачиванию за 30 дней или даже меньше. В-третьих, страны должны согласовать создание новых командных центров: для Атлантического океана — в Норфолке (штат Вирджиния, США), соединение военной мобильности — в Ульми (Германия) и центр киберопераций. Столтенберг также заявил, что союзники намерены пригласить Скопье стать 30-м членом Альянса.

«День» обратился к украинским участникам саммита в Брюсселе с просьбой рассказать, каковы ожидания и цели Украины на этом мероприятии:

«ВЕНГРИЯ ШАНТАЖИРУЕТ И УКРАИНУ, И АЛЬЯНС»

Иванна КЛИМПУШ-ЦИНЦАДЗЕ, вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины:

— Мы, как партнеры Альянса, принимаем участие в очередном саммите НАТО. Это является абсолютным признанием нашей роли и вкладов в работу Альянса и глубины нашего взаимодействия с ним. Мы рассчитываем на то, что в декларациях саммита и заявлении после встречи с Украиной и Грузией будет зафиксирована дальнейшая поддержка политики открытых дверей, а по сути — подтвержденное решение 10-летней давности Бухарестского саммита. Мы надеемся, что НАТО признает угрозы, которые несет в себе поведение РФ относительно не только стран-партнеров, таких как Украина и Грузия, но и угрозы, с которыми уже столкнулись члены Альянса, возможно, не в военной плоскости, а в плоскости вмешательства в выборы, использования химического оружия на территории стран-членов организации, финансирования отдельных политических групп и сил, которые не обязательно представляют интересы населения стран Альянса, а в первую очередь — Российскую Федерацию.

Какова позиция Украины относительно конфликта с Венгрией и блокирования ею заседаний Комиссии «УКРАИНА-НАТО»?

— Мы не называем это конфликтом, а считаем, что это серьезное несогласие между нами и Венгрией относительно того, каким образом мы видим влияние Закона «Об образовании» на обеспечение прав национальных меньшинств в Украине. Очевидно, для нас неприемлема и манипулятивная риторика, которой Венгрия шантажирует и Украину, и Альянс после того, как мы приняли Закон «Об образовании». Мы считаем это поведение неприемлемым, вместе с тем — будем продолжать конструктивные консультации с венгерским меньшинством в Украине, работать над реализацией закона в соответствии с принятыми планами и в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии, которые мы обязались реализовать. Мы сами были инициаторами того, чтобы подать Закон «Об образовании» в Венецианскую комиссию, и, получив рекомендации, мы приняли на себя обязательства, которые, кстати, зафиксировали в годовой национальной программе под эгидой Комиссии «УКРАИНА-НАТО» и будем дальше их выполнять. Правительство со своей стороны уже сделало большое количество шагов, рассчитываем на поддержку Верховной Рады в этом процессе.

Как нам стоит действовать, чтобы преодолеть ультиматум Будапешта и что Киеву важно донести Альянсу во время саммита?

— Вести диалог и с Будапештом, и с национальными меньшинствами. Но, к сожалению, видим минимальный конструктив в подходах Будапешта и как даже после достижения договоренностей, буквально через день-два, меняется позиция Венгрии, которая опять же направлена на манипулирование мнением партнеров в Альянсе.

Например, меня лично удивляет позиция Венгрии, которая, блокируя наше взаимодействие на высоком уровне с НАТО, по сути, блокирует Евроатлантические стремления венгерского нацменьшинства, проживающего на территории Украины. Как по мне, Будапешт ведет себя безответственно по отношению к гражданам Украины венгерского происхождения.

Мы будем продолжать предоставлять аргументы всем нашим партнерам. И мы видим, что они их воспринимают абсолютно положительно. Они понимают, что позиция Украины аргументирована, объективна и конструктивна. Именно поэтому они вместе с нами находят те форматы, с помощью которых все-таки возможно обойти блокирование Венгрии и вместе с тем проявить свою солидарность с Украиной и политическую поддержку в то время, когда Украина выносит на себе все тяготы от агрессии РФ и держит восточный фланг Альянса и Западной цивилизации.

«МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ СОЮЗНИКИ ПОДТВЕРДИЛИ...»

Вадим ПРИСТАЙКО, глава Миссии Украины при НАТО:

— Мы видим достижение от саммита в трех плоскостях. Прежде всего, мы хотим, и мы, я уверен, получим поддержку Альянса в противостоянии с Россией в том, что все союзники стоят с нами, не признают агрессию, оккупацию Крыма, скажут о том, что происходит на полуострове, в частности нарушения прав человека, ситуация с татарами, выступают за освобождение наших заложников в России. Будем говорить о миротворческой миссии: каким должен быть ее формат, как ее видит Украина.

Второй блок будет о том, каким образом Украина взаимодействует с НАТО, как выполняется так называемый Комплексный пакет помощи, предоставленный в Варшаве два года назад. Мы будем напоминать нашим коллегам о том, что Украина нуждается в определенных технологиях, вооружении для того, чтобы быть способной противостоять России. Мы также будем говорить о безопасности всего нашего региона. Именно поэтому удобным является то, что Грузия и Украина будут находиться за одним столом. Будем говорить о Черном море, востоке Европы, угрозах, которые представляет Россия.

Третий блок, важный для Украины, — сделать очередной шаг в нашей евроатлантической интеграции. Мы хотим, чтобы союзники подтвердили на политическом уровне то, что Украина является аспирантом. Мы также стремимся, чтобы все вспомнили для себя и определили, каким путем мы будем имплементировать решения, принятые раньше, например, 10 лет назад в Бухаресте. Как раз символично, что Грузия и Украина вместе будут за одним столом, ведь эти две страны 10 лет назад обещали, что они станут членами Альянса.

Относительно блокирования Венгрией Комиссии «УКРАИНА-НАТО».  Это была ошибка, и мы с самого начала пытались объяснить нашим коллегам, что использовать НАТО, тем более довести это до саммита, глав государств и лидеров, которые встречаются для того, чтобы обсудить, как противодействовать российской угрозе, было ошибочным. Есть много разных возможностей для того, чтобы решить не нравящиеся вопросы. Например, мы сразу согласились привлечь Венецианскую комиссию, которая является авторитетным органом. Мы получили их решение, которое имплементировали в документы, в частности в программу «УКРАИНА-НАТО» на 2018 год. Мы просто взяли слово в слово все рекомендации и вставили в документ. У венгров есть возможность контролировать выполнение по пунктам. Но они решили, что этого недостаточно, и решили действовать политически. Союзники все-таки помогли нам изобрести формат, как обойти это блокирование. Думаю, в Будапеште должны понять: НАТО выражает таким образом, что такой метод не подходит и что НАТО не позволит брать себя в заложники.

ХРОНИКА ОТНОШЕНИЙ УКРАИНЫ И АЛЬЯНСА

1991 год — Украина вступила в Совет североатлантического сотрудничества.

1994 год — вступление в программу «Партнерство ради мира»

1997 год — подписание Хартии об особом партнерстве, на основе которой была основана Комиссия «Украина — НАТО» (КУН)

2002 год — по инициативе секретаря СНБОУ Евгения Марчука Указом президента в Военную доктрину была внесена формула о стремлении нашей страны присоединиться к НАТО.

2004 год — после Стамбульского саммита НАТО — Леонид Кучма делает разворот на 180 градусов от Альянса, дает команду немедленно исключить из Военной доктрины формулу о сотрудничестве с НАТО.

2008 год — на Бухарестском саммите немецкий канцлер Ангела Меркель и французский президент Николя Саркози заблокировали предоставление Украине и Грузии ПДЧ.

2016 год — на Варшавском саммите НАТО утверждена практическая помощь Украине со стороны НАТО в виде Комплексной программы помощи (КПП) Украине.

2017 год — Верховная Рада Украины приняла закон, которым членство государства в Альянсе опять признано стратегическим приоритетом национальной внешней и безопасностной политики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать