Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Суеверный классик

18 сентября в Национальной филармонии состоится творческий вечер Мирослава Скорика
12 сентября, 16:35

Мирослав Михайлович, которого называют «живым классиком украинской музыки», — чуть ли не единственный «академический» отечественный композитор, чье имя известно не только в узких кругах ценителей классической музыки, но и среди массовой аудитории. Его «Мелодию» можно услышать и в концертных залах, и в подземном переходе в исполнении уличных музыкантов, и в телесериалах, и в театральных спектаклях.

Скорик — шестидесятник. Но оппозиционером, мятежником он никогда не был. Среди двух актуальных в период хрущевской «оттепели» течений, авангардизм и неофольклоризм, Мирослав Скорик представляет второе. Конечно, он хорошо знаком с авангардными композиторскими техниками ХХ века, но Скорика всегда привлекали архаичные пласты украинского фольклора: народный мелос, коломыйковые ритмы, тембры традиционных музыкальных инструментов. Он умеет балансировать между крайностями, имеет вкус и знает меру, потому его интерпретации фольклора — это никогда не «шароварщина». Стихия Скорика — танцевальность, его ритмы и интонации динамические, завораживающие, почти языческие по духу и отчаянные, как гуцульский аркан. Его «Карпатский концерт» или «Гуцульский триптих» — прямое отрицание скептического утверждения Арнольда Шенберга, что «фольклор и профессиональная музыка смешиваются так же, как масло с водой».

Творческую деятельность Мирослава Михайловича можно определить через слово «ретроспективизм». Кроме аутентичного фольклора, его интересуют классические старинные музыкальные формы (например, партита). Он прорабатывает нотные рукописи прошлого, награждая их новой жизнью (в свое время Скорик расшифровал и сделал переложение для камерного оркестра уникальные Львовские лютневые табулатуры XVI века). Благодаря его редакторской работе в 70—90-е годы свет рампы увидели такие незаслуженно забытые оперы украинских композиторов, как «На русалчин Великдень» Николая Леонтовича, «Купало» Анатоля Вахнянина, «Роксолана» Дениса Сичинского.

В многочисленных интервью со Скориком постоянно повторяются три вещи: он почти никогда не говорит «о музыке» (говорит, что это дело музыковедов — притом что он сам защитил диссертацию на тему «Особенности лада музыки Сергея Прокофьева»); не любит рассказывать, над чем в настоящий момент работает, потому что суеверный; не устает отмечать, что пишет музыку «для людей».

Напомним, в июле этого года Мирославу Скорику исполнилось 80.

В программе киевского концерта — «Карпатская рапсодия» для скрипки и симфонического оркестра, Концерт для гобоя, Три украинских свадебных песни для сопрано и симфонического оркестра и «Карпатский концерт».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать