Истина подлецов
В украинский прокат выходит документальный фильм Сергея Лозницы «День победы»Каждое 9 мая во берлинский Трептов-парк стекаются тысячи выходцев из СССР — праздновать советскую версию Дня победы.
В прошлом году украинский режиссер Сергей Лозница взял камеры и вместе с оператором из Мексики Диего Гарсиа (работал со знаменитым таиландским режиссером, лауреатом каннской «Золотой пальмовой ветви» Апичатпонгом Вирасетакулом) отправился в парк, чтобы снять эти гуляния. Картину, вышедшую в итоге, так и назвал — «День победы». Премьера состоялась во внеконкурсной программе Берлинале «Форум». Для режиссера это первый фильм, показанный на этом фестивале.
«День победы» снят по той же технологии, что и другие документальные работы Лозницы последних лет — «Майдан», «Событие», «Аустерлиц» — то есть неподвижной камерой, на средних и общих планах, без выделения конкретных героев. Просто наблюдение, максимальная отстраненность.
Сначала на этой беспристрастной дистанции берлинская версия Дня победы предстает каким-то диким карнавалом, где перемешаны несовместимые вещи. В первых же кадрах двое послушных собак-терьеров тянут тележку, нагруженную цветами, красными флагами и портретом Сталина. Мужик с георгиевской ленточкой фотографируется с сине-желтым флагом, «ватные» матроны танцуют под украинские песни, пары кружатся в вальсе под траурные песни про «Алешу» и «Белых журавлей». Лысый персонаж в кожанке и черных очках — словно только что из американского триллера — вместе с носителем какой-то странной формы и строгим реконструктором, одетым в советского пехотинца, стоит в зловещем оцепенении, а потом подхватывает хоровую «Катюшу». В целом, звуковая материя фильма достойна отдельного упоминания. Внутри— и закадровые реплики, споры, песни составляют отдельные иронические сюжеты. Кто-то вдохновенно твердит: «Главное — нравственность! В России она есть, особая, православная...» — и тут же раскатывается взрыв непочтительного смеха, а женский голос риторически вопрошает: «Кто ж тебе такого говна в башку натолкал?» Одни и те же песни повторяются и повторяются в разных вариантах, люди кладут цветы на мемориальный алтарь, в перебивках всплывают каменные парковые барельефы — до боли знакомая монументальная стилистика — и становится ясно, что на самом деле это не карнавал, а один гигантский выхолощенный ритуал, не имеющий никакого отношения к реальной мировой войне, к ее причинам, ее последствиям, ее жертвам.
Именно поэтому трудно отделаться от мысли, что «День победы», при сходстве формы — антитезис «Майдана» 2014 года. Там люди, восставшие граждане вершили историю — в то время как в новой ленте Лозница показывает, как историю подменяют ярко упакованной, дружески улыбающейся, но все так же советской пропагандой.
Вот уж точно, как было когда-то сказано в совершенно ином фильме при иных обстоятельствах: победа — это истина подлецов.
Выпуск газеты №:
№184, (2018)Section
Культура