От святого Лазаря до серийного убийцы
В пятницу в столице начинается международный кинофестиваль «Киевская неделя критики»
Цель фестиваля — представить зрителям лучшие новые фильмы, отобранные украинскими кинокритиками. Программа состоит из трех секций: международной программы, которая включает в себя фестивальные новинки этого года; ретроспективы украинского кино; ретроспективы программы «Бергман: 100» — подборка важнейших работ Ингмара БЕРГМАНА, посвященная столетию со дня рождения великого режиссера.
Конкурсная составляющая на «Неделе» тоже есть: фестиваль откроется церемонией вручения премии кинокритиков Украины «Кіноколо», основанной в этом году. Собственно, «Кіноколом» назывался единственный в Украине профессиональный киноаналитический журнал, основанный и редактируемый Владимиром ВОЙТЕНКО. Денежного обеспечения приз пока не предусматривает: будут вручать диплом и статуэтку. На «Кіноколо» могут номинироваться ленты украинского производства, впервые показанные в Украине в период с 1 октября 2017 года по 30 сентября нынешнего года включительно. Номинантов, а затем и победителей определяла кинокритика путем интернет-голосования. В пятницу состоится награждение в категориях «лучший полнометражный игровой фильм», «лучший короткометражный игровой фильм», «лучший документальный фильм», «открытие года», «лучший режиссер», «лучший актер», «лучшая актриса». На победу в первой категории претендуют картины, уже более-менее известные кинематографической общественности: «Горная женщина: на войне» (Исландия — Франция — Украина, режиссер — Бенедикт ЭРЛИНГССОН), «Вулкан» (Украина — Германия — Монако, Роман БОНДАРЧУК), «Донбасс» (Украина — Германия — Франция — Нидерланды — Румыния, Сергей ЛОЗНИЦА), «Киборги. Герои не умирают» (Украина, Ахтем СЕИТАБЛАЕВ). Фильм-победитель в этой номинации будет показан на фестивале на следующий день после награждения.
Найдется место и для отечественной киноклассики: в ретроспективу украинских фильмов вошли ленты Александра ДОВЖЕНКО («Арсенал»), Киры МУРАТОВОЙ («Астенический синдром»), Леонида ОСЫКИ («Каменный крест»), Владимира ДЕНИСЕНКО («Совесть») и Вячеслава КРИШТОФОВИЧА («Приятель покойника»).
Что же касается международной программы, которая, очевидно, привлечет больше всего зрителей, то здесь запланировано 7 премьер. Фильмом открытия фестиваля станет драма «Счастливый Лазарь» Аличе РОРВАХЕР. Аличе Рорвахер (29 декабря 1982, Фьезоле, Тоскана) — итальянский режиссер и сценарист. Окончила филологический факультет Туринского университета. Была сценаристкой, ассистенткой режиссера и операторок в нескольких документальных лентах. В 2011 сняла по собственному сценарию свой первый полнометражный игровой фильм «Небесное тело», показанный в Каннах и отмеченный «Серебряной лентой» за режиссерский дебют. В 2014 г. ее «Чудеса» удостоены Гран-при Канн.
«Счастливый Лазарь» — это повествование о Ладзаро, молодом крестьянине редкой доброты, который живет в далеком от мира селе Инвиолати, где господствует маркиза Альфонсина Де Луна. Жизнь крестьян всегда оставалась неизменной, они терпят эксплуатацию, но и сами в свою очередь злоупотребляют добротой Ладзаро, которого считают таким себе дурачком. Одним летом парень заводит дружбу с Танкреди, сыном маркизы. События начинают развиваться в непредсказуемом направлении. Картина отмечена премией за лучший сценарий Каннского кинофестиваля
Вполне вероятно, что оттенок сенсации будет иметь украинская премьера скандального триллера датского мастера Ларса фон ТРИЕРА — ленты «Дом, который построил Джек». Сначала режиссер жил идеей сделать телесериал, но в феврале 2016 года объявил, что снимет фильм. В мае 2016-го после обстоятельного изучения истории жизни серийных убийц фон Триер завершил сценарий, 2 ноября объявил, что американская кинозвезда Метт ДИЛЛОН сыграет главную роль. В феврале 2017 стало известно, что Райли КИО и Софи ГРОБЕЛЬ также присоединятся к съемкам, и наконец в марте 2017 подтверждено участие Умы ТУРМАН, которая сыграла эпизод в предыдущем проекте Триера «Нимфоманка».
Действие фильма происходит в 1970—1980-х годах. Протагонистом является архитектор по имени Джек, который за 12 лет стал искусным серийным убийцей в американском штате Вашингтон. Убийство для него — акт искусства. «Дом...» был впервые показан во внеконкурсной программе Каннского фестиваля и шокировал публику уровнем насилия.
Из программы Канн в программу фестиваля отобран и «Пепел — самый чистый белый» — новый фильм мэтра современного китайского кинематографа Цзя ЧЖАНКЕ. Главная героиня этой криминальной мелодрамы выходит после пятилетнего заключения: в тюрьму она попала, защищая любимого, и теперь хочет увидеть его опять. Цзя Чжанке (рожд. 27 мая 1970, Феньян, Шаньси) — ключевая фигура «шестого поколения» китайского кина — один из немногих действительно независимых кинематографистов КНР. Его «Натюрморт» получил главный приз 63 Венецианского фестиваля «Золотой лев» в 2006 году, а «Прикосновение греха» стало фестивальной сенсацией, получив приз за лучший сценарий в Каннах в 2013-ом.
Фэнтези-мелодрама «На грани миров» Али АББАСИ была признана лучшим фильмом секции «Особый взгляд» в Каннах. Лента совместного производства Швеции и Дании расскажет о судьбе троллей в современном мире: главная героиня, которая как будто сошла со страниц скандинавского фолькора, работает пограничником и владеет удивительным даром выявлять людей, которые что-то скрывают. Неожиданно она встречает незнакомца, чьи ум и чувство для нее закрыты и который сам во многом подобен ей.
«Насекомые» — новая работа культового киноэкспериментатора Яна ШВАНКМАЙЕРА. Сюжет фильма построен вокруг труппы, которая репетировала знаменитую сатирическую пьесу «Из жизни насекомых» братьев Чапек, постепенно превращаясь в ее персонажей. Кинорежиссер, аниматор, сценарист, сценограф, художник, скульптор, известный в мире как «алхимик сюрреализма», Ян Шванкмайер (рожд. 4 сентября 1934, Прага), — это без преувеличений мировая кинолегенда. Его интерпретации «Алисы в Стране чудес» («Сон Аленки», 1988) и легенды о докторе Фаусте («Урок Фауста», 1994) давно уже стали мировой киноклассикой. «Насекомые», как заверяет сам господин Шванкмайер — его последний фильм.
Действие американского хоррор-боевика «Менди» Паноса КОСМАТОСА разворачивается в диком месте около Теневых гор в 1983 году. Главный герой, лесоруб, мстит за смерть любимой жены, которая стала жертвой банды религиозных фанатиков. Фильм, впервые показанный на кинофестивале «Санденс», стал одной из последних работ исландского композитора Йохана ЙОХАННССОНА. Разгневанного лесоруба играет Николас КЕЙДЖ — очень необычно и ярко; издание Thrillist назвало «Менди» его лучшим фильмом за последние годы.
Португало-франко-бразильская фантастическая сатира «Диамантино» (режиссеры — Габриель АБРАНТЕШ, Дениэл ШМИДТ) — о неурядицах, которые начинаются в жизни суперзвезды футбола, существенно похожего на Криштиану Роналду. В важном матче он не забил решающий пенальти. Португалия проигрывает, и вся страна восстает против прежнего кумира. Мало того, именно во время злосчастного матча умирает отец Диамантино. Дальше — не легче: газеты начинают коллективную травлю, а сестры планируют против брата заговор — хотят продать его ученым ради клонирования футболиста на радость партии консервативных экстремистов. Последние, придя к власти, стремятся вывести страну из Евросоюза. Сам же Диамантино решает усыновить беженца, чтобы спастись хотя бы от части проблем. Однако мальчик оказывается переодетой сотрудницей секретной службы под прикрытием. И это еще далеко не все повороты в этой фантасмагории. Фильм стал победителем программы «Неделя критики» Каннского кинофестиваля.
Наконец, ретроспектива «Бергман: 100» собрала знаковые работы выдающегося режиссера, сценариста, писателя, автора свыше 60 художественных и документальных фильмов Ингмара Бергмана. Зрители «Киевской недели критики» смогут увидеть на большом экране «Седьмую печать», «Персону», «Фанни и Александра», «Шепот и крики», «Час волка» и «Лето с Моникой».
Кураторами фестиваля выступили кинокритика Дария БАДЬЕР, Станислав БИТЮЦКИЙ, Надежда ЗАВАРОВА, Александр ГУСЕВ, Ярослав ПИДГОРА-ГВЯЗДОВСКИЙ, Сергей КСАВЕРОВ и Наталия СЕРЕБРЯКОВА. После каждого показа зрителей ожидает обсуждение фильма с кинокритиком. В рамках фестиваля также запланирована программа дискуссионных встреч.
«Киевская неделя критики» является уже третьим фестивальным проектом компании «Артхаус Траффик» (неизменный руководитель — Денис ИВАНОВ) после Одесского международного кинофестиваля и «Чилдрен Кинофеста». Компания сделала чрезвычайно правильный маркетинговый ход, перехватив в фестивальном календаре место, которое раньше занимала «Молодость». Собственно, «Неделя» частично повторяет и репертуарный подход «Молодости», показывая, например, новинки последних Канн. Уже сейчас можно сказать, что на «Неделю» пойдут студенты творческих вузов, которые просто не имели такой возможности во время «Молодости», поскольку она проходила в конце мая и совпала с сессией; кроме того, и большинство названных каннских фильмов будут показаны впервые — потому что еще летом они были для украинских зрителей недоступны.
Поэтому остается только повторить, что вторая «Киевская неделя критики» пройдет в столичном кинотеатре «Жовтень» с 26 октября по 1 ноября.
Выпуск газеты №:
№193-194, (2018)Section
Культура