Длинный путь памяти
Мастерская Ларисы Скорик представила проект комплекса в Бабьем Яру![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120412/465-2-1_0.jpg)
У каждого из нас есть знаковые места, с которыми связаны те или иные события собственной жизни, а порой и места, где чувствуешь себя частью страны, ее народа, где человеческая общность испытывала небывалый подъем духа либо была низвергнута в бездну.
Такой болевой точкой в Киеве является Бабий Яр — черная трагедия, разыгранная оккупантами, начало которой датировано 29 сентября 1941 года. Многие годы земля там сочится кровью преступно убиенных, десятилетиями «справедливая» политика советского государства активно боролась с естественным желанием людей хранить память. Немало было и тех, кто бесстрашно боролся за сохранение этой памяти, — достаточно вспомнить, как страна с легкостью выслала своего верного сына, писателя Виктора Некрасова. Потом пришло время, когда к памятнику жертвам Бабьего Яра и к «Миноре» не только стало можно приходить, но даже официальные делегации, руководители страны и высокие гости в определенные дни склоняют голову в память о своих согражданах.
Время от времени возникают попытки создания единого комплекса Памяти. Очень разные — от желания создать монументы в стиле гигантизма советской эпохи до постройки милых сегодняшнему бизнесу отелей и развлекательных центров.
Проект, который представила в конце прошлой недели мастерская Ларисы Скорик на научно-методическом Совете по вопросам культурного наследия Минкульта Украины, отличается не только свойственным именно ей архитектурным изяществом, толерантностью по отношению к жертвам и тем, кто, рискуя собой и своими близкими, их спасал, но и глубиной эмоционально-идеологической наполненности. Пространство логично заполнено и предельно точно выстроено. Дорога ведет будущих посетителей мимо дорогого сердцу сознательного украинца места гибели Олены Телиги с товарищами. Далее будут посажены более 600 вечнозеленых именных деревьев — это Сад праведников. Он будет соединен восстановленными фрагментами Стены Памяти, которую свое время создали Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко, с Аллеей праведников мира. Здесь — 2600 табличек, многонациональная армия тех, кто спасал евреев в разных географических точках мира.
— Эта территория священна, — сказала Лариса Скорик, — и она должна остаться такой, как есть, но в ее ареале должен появиться Музей памяти Бабьего Яра.
Здание музея, по задумке создателей проекта, расположено уровнем ниже Сада и Аллеи Памяти, но оно словно парит в воздухе, представляя собой изломанную шестиконечную звезду. А особая подсветка сделает его видным и узнаваемым с высоты птичьего полета. Покидать музей каждый посетитель будет в одиночестве, проходя по узкому, парящему над бездной стеклянному мостику. И, поднявшись вверх, мимо лапидария выйдет к маленькой часовне, посвященной памяти православных священников, которые тоже выступали в роли спасителей уничтожаемых в Бабьем Яру людей.
Когда слушала уверенно-эмоциональную Ларису Скорик и прения профессионалов — членов Совета, заинтересованно и доброжелательно принявших первоначальную презентацию проекта, подумала, что его претворение в жизнь больше любых громких фраз и обещаний может вписать нас, граждан Украины, в цивилизованное мировое сообщество, умеющее с уважением, строго и изящно отдавать дань памяти. Помнить себя.
А на следующий день проект был одобрен Главным архитектурным управлением. Теперь остается ждать, когда будут согласованы все необходимые инженерные расчеты и другие вопросы и великолепная идея перейдет в реальную фазу воплощения в жизнь.
Выпуск газеты №:
№65, (2012)Section
День Украины