Новый язык культурной дипломатии
В Париже открылась грандиозная выставка дизайна и декора Maison et Objet
Именно дизайн сейчас становится одним из перспективных направлений для презентации Украины на международном уровне, поскольку является связующим звеном между креативом и экономикой.
Какие задачи решает дизайн в современном мире и какие новые возможности он нам дает? Какими качествами должен обладать утилитарный предмет, чтобы стать иконой стиля? — дважды в год десятки тысяч посетителей и участников авторитетной выставки дизайна Maison et Objet ищут ответы на эти вопросы. Украинские дизайнеры и молодые бренды не остаются в стороне профессиональных и эстетических поисков.
После успешного сентябрьского дебюта коллективного стенда пятерки украинских дизайнерских брендов на французском салоне Maison&Objet начало 2019 года открывает новую серию выставочных европейских презентаций украинского дизайна.
На зимнем Maison&Objet представлен второй коллективный стенд Ukrainian Design Brands vol.2. Пятерка ярких украинских производителей и бюро презентуют свои новые коллекции мебели, интерьерного декора и освещения, созданных известными украинскими дизайнерами: студия Sergey Makhno Architects, бренд дизайнерской мебели MZPA, Goloob Design Bureau, Студия Next Level Lighting, компания QUALITA.
Из пяти участников коллективного стенда Ukrainian Design Brands предметы двух наших дизайнеров попали в тренд-зоны селекционного дизайна. А один из предметов был выбран в ТОП-10 лучших предметов Салона по версии авторитетного французского блогера Jo Yana. Тренд-зоны (в этом году их три), на которые знаменитыми кураторами отбираются из тысяч наиболее интересные объекты, традиционно становятся центрами притяжения публики и «событием в событии» каждого салона. И задают тон для профессионалов индустрии на год.
ЛАМПА ХМАРА/KHMARA ИЗВЕСТНОГО УКРАИНСКОГО АРХИТЕКТОРА И ДИЗАЙНЕРА СЕРГЕЯ МАХНО
В этом году куратор зоны WHAT’S NEW? (Что нового?) Share Франсуа Бернар отобрал лампу Хмара/khmara известного украинского архитектора и дизайнера Сергея Махно. А во вторую тренд-зону WHAT’S NEW? Leisure под кураторством Франсуа Декло попал керамический пьедестал для зеркала, созданный дизайнером Марией Красюк для молодого киевского бренда Goloob Bureau. Учитывая то, что для Goloob Bureau — это первая коммерческая международная выставка, дебют можно считать очень успешным. А то, что молодой украинский дизайн так органично вписывается в мировой контекст, действительно вдохновляет.
«Когда увидел предмет Goloob Bureau, я был приятно удивлен, узнав, что это предмет украинского дизайнера, изготовленный в Украине. Концепция WHAT’S NEW? предполагает, что предметы, которые меня интересовали, должны быть не просто новыми предметами по году, когда его создали, но и должны содержать новую идею», — комментирует свой выбор Франсуа ДЕКЛО. — Сегодня дизайн, как и многие другие сферы деятельности человечества, развивается в двух параллельных и в то же время противоположных направлениях: глобализация и локализация. Это очень важно, потому что, находя новые формы, новые материалы, новые обработки, заново открываются традиционные техники и ремесла. Людей будет всегда интересовать что-то уникальное, созданное в единственном экземпляре или небольшим тиражом. Создавая новые предметы, многим современным дизайнерам удается сохранять знания о своем культурном национальном бекграунде, что делает эти предметы привлекательными для мирового сообщества. Молодые дизайнеры из разных стран, которые учатся в европейских университетах, мыслят глобально, при этом им часто удается сохранять и протягивать нить своей культуры сквозь глобальный дизайн: яркий пример — японские молодые дизайнеры».
Выставка Maison et Objet показала, что идеи украинских дизайнеров интересны для мирового рынка дизайна. Следующая задача — сделать эти идеи коммерчески успешными. Именно этот вопрос сейчас наиболее актуален для всех представителей креативных индустрий в Украине, которые стремительно развиваются. Однако без помощи молодой украинский дизайн вряд ли сможет принимать участие в таких крупных международных событиях. Обычно такую поддержку в европейских странах оказывает государство. В этот раз развитию украинских креативных индустрий содействует специальная программа Европейского Союза в рамках инициативы EU4Business при поддержке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), которая видит в украинских креативных индустриях огромный экспортный и инвестиционный потенциал.
Такой прогресс украинского дизайна на международном событии не является случайностью: дизайн в Украине как часть креативных индустрий развивается в последние пару лет очень динамично. Этот новый язык культурной дипломатии понятен европейцам и дает перспективу коммерческой реализации и монетизации креативного потенциала Украины, в котором уже никого не нужно убеждать. К нашим участникам чувствуется интерес и повышенное внимание, прежде всего — благодаря феномену украинского дизайна, который за очень короткий период времени и находясь в крайне неблагоприятных условиях для развития, экстерном прошел эволюцию в 10 раз быстрее. И сегодня демонстрирует новые идеи в мире, где, казалось бы, все уже было и все уже изобретено. Украинским дизайнерам удается удивлять, вызывать интерес и даже восторг не только идеями, но и качеством их воплощения, демонстрируя одновременно и современное мышление, и в то же время сохраняя «культурный код».
Фото предоставлены пресс-службой Maison et Objet
Выпуск газеты №:
№11, (2019)Section
Культура