Перейти к основному содержанию

Самый маленький город нуждается в помощи

О прошлом и современности Угнова
06 апреля, 12:08
ПОСЕТИВ УГНОВ, ВЫ БУДЕТЕ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ УВИДЕТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕПОВТОРИМЫЙ МУЗЕЙ ГОРОДА И, ОДЕВШИСЬ В ОСОБЕННУЮ ОДЕЖДУ БЫВШИХ УГНОВЧАН, ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НАСТОЯЩИМ МЕЩАНИНОМ / ФОТО С САЙТА blogspot.com

Это было 60 лет назад. Еще вчера мой папа, как и большинство его товарищей, осваивал профессию инструктора-механизатора, тракториста на популярных тогда курсах в поселке Оброшино вблизи Львова. Тяга к технике, неизвестное будущее, динамизм послевоенной жизни требовали активной жизненной позиции. Уже нельзя было надеяться на отцовское хозяйство, а колхозная будущность совсем не привлекала молодежь. Возвращаться в колхоз не хотелось. Манило что-то новое, поэтому тогда он, как и несколько попутчиков, отправился в загадочное неизвестное.

Незадолго до этого в общежитие к молодым механизаторам прибыл «агитатор», который рассказал о значительных перспективах, открывающихся именно для них на украинско-польском приграничье. Оказывается, по международным соглашениям Советский Союз получал от Народной Польши значительные территории т.н. Забужья. А это, по рассказу краснобая, такие перспективные земли — несколько десятков обустроенных километров и уютные города Белз и Угнов, большие села, цветущие сады, богатые леса, полноводные реки Солокия, Рата и Западный Буг. Много свободного жилья, брошенного поляками. Много работы. Одна молодежь. И сплошные перспективы. Даже что-то о будущем трамвае говорил с воодушевлением. Как было не убедить сельскую послевоенную молодежь такими аргументами! Поэтому осенью 1951 года он с друзьями прибыл в кузове грузовика в ночной и темный Угнов. Дорога была продолжительной, и все хотелось увидеть огни этого загадочного и манящего Угнова. Въехали в городок, так и не заметив их.

Правда жизни оказалась суровее. Однако не безнадежной. Действительно, вспоминает папа ныне, первые годы были полны энтузиазма и какого-то непостижимого подъема. Это сейчас Угнов — самый маленький город Украины. Но самый маленький — это вовсе не означает самый ухоженный. Правило «мал золотник, да дорог» здесь не действует. Забытый Богом и людьми многовековый Угнов стал через 60 лет «городком пенсионеров» и анклавом неосуществленной мечты. Все там пропиталось историей, все дышит стариной. Но что до этого той неполной тысяче жителей, когда нет работы, остро стоит проблема отопления, трудно с медицинскими услугами и лекарствами, а прелести цивилизации все дальше отдаляются от них.

А тогда — даже три клуба. Вокруг одна молодежь. Много свадеб и детей. Больница не успевает принимать роды. Школа переполнена. Динамически развивается профессионально-техническое училище. На улицах и на берегах богатой и мягкой Солокии — дети и гости из больших городов. Знатоки подтвердят: не было лучшей рыбалки, чем в Угнове, не было более удачной охоты на утку, чем на берегах Солокии. Все прошло через неполных шестьдесят лет.

А шестьдесят лет назад произошло странное, как для Европы и континентальной истории, событие — два государства добровольно, без войны и принуждения, обменялись частями своей территории. Побуждали к такому обмену, не «чувства братской дружбы», а, как представляется, экономические интересы, хотя, возможно, свою роль сыграли и определенные этнические и исторические факторы. Наверное, стороны учитывали и тот факт, что обмен территориями способствовал выравниванию и приведению в порядок границ. В лоно Украины возвращались исторически важные летописные червенские города Белз и Угнов. Среди приобретенных населенных пунктов был и Кристинополь, который позже стал шахтерским Червоноградом. Отошел к СССР и поселок Жвирка, где была расположена железнодорожная станция Сокаль. Хотя очевидной и непоправимой потерей для украинской культуры было отделение значительной территории Предгорья, где проживали бойки. Однако, в принципе, предметом договора территориального обмена были не самые богатые земли и довольно запущенные в вопросах развития территории.

Обмен даже отдаленно не напоминал столпотворения «операции Висла» — все проходило планомерно и постепенно. Важный принцип — адекватность обмена — квадратный километр на квадратный километр (с обеих сторон по 480 кв. км). А вот вопросы переселения населения решали самостоятельно национальные правительства. Поляки нашли простое решение — польское население Забужья освоило земли, покинутые бойками. Украинцев, которые чудом остались после «операции Висла» и пожелали остаться в Польше, переселили несколько дальше — на «новые земли» поблизости Щецина. Кое-кому по их просьбе предоставили возможность вернуться в лоно УССР. Советское правительство тоже не нашло лучшего решения, как переселить почти все сельское население Предгорья на Юг Украины и в Донбасс. «Рабочую часть» депортированных пересилили в Дрогобыч и Львов.

Поражает динамика выполнения обмена. Само соглашение об обмене, на официальном языке — «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Польской Республикой от 15 февраля в 1951 г. об обмене участками государственных территорий» — было, как и положено, подписано в Москве. В конце мая состоялась его ратификация. С начала июля была начата передача территорий, а уже в конце октября были составлены Акты о завершении передачи. 25 октября пограничники обоих государств начали службу на новых отрезках границы. Интересно, что о намерениях обменяться территориями и само Соглашение опубликовали в советской и польской прессе уже по завершению процесса передачи. Только полгода — а территория уже полностью стала советской.

Однако эти «новые» украинские земли так и не стали почему-то жемчужиной приграничья. Граница не принесла им ничего в плане развития — потому что все происходит где-то там, где есть пограничные переходы. Много говорилось о перспективах открытия пунктов пропуска в Белзе, Угнове и Угринове. Евро-2012 могло быть прекрасным стимулом для этого. А затем кто-то решил — не распылять денежные потоки. Футбольных фанатов будут привязывать к большим городам. Развитие окрестностей опять прошло где-то стороной.

Кто бывал в Угнове, — поражен его самобытностью. Отзывы туристов в Интернете просто захватывающие. Не все знают, но даже Иван Франко упоминал об Угнове и его уникальных сапожных школах в своем творчестве. Немало милых строк посвятил ему польский поэт О. Фредра. Где-то здесь бегал в детстве будущий композитор А. Кос-Анатольский. Однако не только этим, но и бедностью, запущенностью, неким «бодетауном на обочине» представляется этот городок. Город, у которого уже нет никаких современных признаков города, а есть только гордое название и богатая история, самый маленький город Украины, ее заржавевшая и запыленная жемчужина взывает о помощи. Закрыли аптеку, сократили медперсонал госпиталя, торговля в упадке, бытовое обслуживание только в мечтах.

Может, кто-то из власти найдет время пройтись по улицам, которые давно не видели асфальта и никогда не чувствовали туфель из страусиной кожи, но помнят неповторимые и уникальные сапоги-угновцы. Посетив Угнов, вы будете иметь возможность увидеть действительно неповторимый музей города и, одевшись в особенную одежду бывших угновчан, почувствовать себя настоящим мещанином. Вас очарует оригинальность местной церкви, костела и синагоги. Зайдите в школу — бывший приют сестер фелициянок. Типичное монастырское сооружение, которое могло стать уютной и колоритной школой. Вам запомнятся уютные улочки, удивительные маленькие домики и каменные церкви, остатки земляного насыпного вала и еще много чего. Однако не смотрите в глаза угновчан — там печаль и безнадежность.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать