Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Негосударственный подход...

Ученые и общественность — против превращения Дома учителя в место развлечений. Реконструкцию удалось приостановить. Что дальше?
30 января, 18:38
ФОТО АЛЕКСЕЯ ИВАНОВА

В Киевском городском доме учителя сохранились элементы интерьера еще 1912 года, то есть со времени строительства. Некоторые дверные ручки, металлическую отделку и фрагменты лепнины историки хотели бы еще раз внимательно исследовать и описать в научных работах, потому что до сих пор это не сделано надлежащим образом. Впрочем, проект реставрации Дома учителя, который предлагает Киевская городская государственная администрация, не содержит никаких элементов музеефикации или исследования исторического здания. Четыре лифта, ресторан и туалеты в мемориальных кабинетах Михаила Грушевского и Владимира Винниченко — вот основные «изюминки» предлагаемого проекта. Кстати, планировалось, что реставрация начнется уже в феврале нынешнего года.

Когда об этом узнала общественность, проектантам пришлось идти на компромиссы. Так, в конце прошлого года была создана рабочая группа для уточнения проектных решений реставрации Дома учителя и доработки концепции развития Музея Украинской революции 1917—1921 года, который размещается в здании. В состав рабочей группы вошли представители Министерства культуры, КГГА, Украинского института национальной памяти, Музея Украинской революции 1917—1921 годов и заказчика реставрации — коммунального предприятия «ЖИТЛОИНВЕСТБУД-УКБ». Так эксперты и общественность вовремя остановили «поезд», который мог исказить и сооружение, и созданное вокруг него пространство.

ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG

«МЫ ДОКАЗАЛИ СУЩЕСТВОВАНИЕ МЕМОРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ»

Киевский городской дом учителя является коммунальным комплексным внешкольным заведением в системе внешкольных заведений образования Киева. Но прежде всего это здание, известное накануне революции 1917—1921 годов как Педагогический музей, а впоследствии ставшее Домом Центральной Рады.

В настоящее время здесь нашли прибежище упомянутый Музей Украинской революции 1917—1921 годов, Педагогический музей Украины, Государственная научно-педагогическая библиотека имени  Василия Сухомлинского, культурный центр «Кияночка» и Киевская организация профсоюза работников образования и науки Украины. Заведение популярно среди педагогов, научных работников и школьников, ведь здесь часто проводятся интересные конкурсы и встречи.

Это официальная часть истории Дома учителя. Его будущее недавно обсудили эксперты во время заседания организационного комитета относительно проведения мероприятий, посвященных годовщине Украинской революции.

«Оргкомитет работал под председательством вице-премьер-министра Павла Розенко, — рассказывает детали историк, автор «Дня» Сергей КОТ. — Также присутствовали представители Министерства культуры, в частности министр Евгений Нищук, представители Института национальной памяти и Музея Украинской революции 1917—1921 годов. Все высказались единодушно за неприемлемость предложенного проекта реставрации. Хотя в последней его версии о туалетах на месте мемориальных кабинетов уже речь не шла, все равно утверждается линия, в соответствии с которой мемориальная часть не сохраняется».

«Музей предлагали перенести на третий этаж, где-то там спрятать его под  крышу. А на месте музея и мемориальных кабинетов предлагали создать какие-то таинственные административные помещения. Для чего — непонятно. Безусловно, общественность это не устраивает. По этой причине мы и привлекли внимание общества. Мы привели доказательства существования собственно мемориальной части, потому что в конструктивном плане, в сравнении с планами реконструкции музея, четко прослеживается, что помещения, где были кабинеты Грушевского и Винниченко, сохранились. Поэтому общественность жестко поставила вопрос о том, что эта часть должна быть нерушимой и музеефицированной», — добавляет Сергей Иванович.

Чтобы убедить проектантов в том, что в Доме учителя есть что хранить, историки показали существующие документы, которые об этом свидетельствуют, в частности экспертные справки, изготовленные в свое время Институтом истории Украины НАН Украины. Почему-то проектанты не приняли во внимание эти справки еще на этапе разработки своей идеи. Также научные работники настаивали, что реконструкция основного зала Дома учителя невозможна, ведь он пережил две мировых войны. Поэтому мемориальная часть должна остаться неприкосновенной.

ЗАДАНИЕ ВЛАСТИ — СОХРАНИТЬ МАКСИМУМ

Как объяснил Сергей Кот, после встречи Министерство культуры взяло на себя миссию контроля того, как в Киевской городской госадминистрации отредактируют проект реставрации и как учтут пожелания общественности.

«Кроме того, состоялось заседание Украинского общества охраны памятников истории и культуры и киевской городской организации УТОПИК, где поставили вопрос остро: что нужно проработать изменение приоритетов в государственной документации, — продолжает Сергей Кот. — Теперь Дом учителя занесен в государственный реестр недвижимых памятников как достопримечательность национального значения и достопримечательность архитектуры под названием «Педагогический музей». Но учитывая тот факт, что для истории страны намного большее значение это сооружение имеет как Дом Центральной Рады, предложено подготовить пакет документов, чтобы трактовать этот объект в первую очередь как памятник истории. То есть, чтобы сооружение фигурировало в государственных реестрах как Дом Украинской Центральной Рады. Кроме того, было предложение, которое мы инициировали еще раньше, чтобы на уровне высших органов власти создать там центр истории украинской государственности».

Общая коллегия УТОПИК также решила, что стоит провести дополнительное специальное исследование именно мемориальной части Дома учителя. Лет 10—15 тому назад, по инициативе киевской мэрии, такие исследования частично были проведены, но их результаты не отображены в официальных документах. Сергей Кот считает, что было бы уместно ознакомиться с данными этого исследования и сравнить с тем, что осталось в интерьере сегодня. «Чтобы больше не возникало мыслей, что внутри все можно разломать, перестроить, лифты поставить, рестораны... Этот объект должен сохраниться таким, каким он дошел до нашего времени», — подчеркивает историк.

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ

Кроме того, о губительной реставрации Дома учителя Сергей Кот писал на страницах «Дня» еще больше года тому назад («Туалеты на месте кабинета М. Грушевского в Доме Центральной Рады» №212—213 за 24—25 ноября 2017 года). Тогда разработчики проекта объясняли необходимость реставрации аварийным состоянием здания. По мнению ученого, такие паникерские настроения распространялись, чтобы помешать проведению памятных мероприятий к годовщине революции 1917—1921 годов, который планировался, собственно, в Доме учителя.

О беспокойных буднях памятника истории еще семь лет тому назад рассказывала «Дню» директор Дома учителя Лариса Мельник Киевский Дом учителя получил книги «Дня» №210 за 4 ноября 2010 года). Она отмечала, что здание постоянно хотят забрать и сделать коммерческим объектом. Каждый раз спасали здравый смысл и активная общественность. Сегодня ситуация повторяется и обостряется.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать