«Ни власть, ни общество выводовв не сделали»
18-20 февраля исполнится пять лет трагедии массовых расстрелов на Евромайдане![](/sites/default/files/main/articles/14022019/1titov_0.jpg)
Украинское общество приближается к ответственному шагу — обновлению власти через выборы. Пять лет назад произошло совсем иначе — власть была изменена путем восстания. К сожалению, тогда произошло наихудшее — главная площадь страны превратилась в побоище, где были расстреляны десятки людей. Это было не первое восстание, только с начала возобновления независимости можно насчитать три революции, хотя по сути и последствиям назвать их такими нельзя. Напомним, что первой была революция на граните (1990 год), потом помаранчевые события (2004 год) и наконец Евромайдан (2013—2014 гг.).
Проанализировав сегодня состояние страны после 27 лет независимости, результат не очень утешительный: сокращение населения, оккупированные территории, слабая экономика, бедность людей, коррупция, неэффективный политический класс. И виноват в этом не только агрессор — Кремль, который всегда видел Украину своей колонией, виноваты и сами украинцы. Как политики, которые в большинстве своем решали личные и корпоративные интересы, используя общество, так и сами граждане, которые часто ошибались со своим выбором. Мало восставать раз в пять лет, нужно научиться наконец выбирать и делегировать во власть настоящих государственников, а главное — контролировать их деятельность. Для этого нужно быть требовательными к себе — помнить и анализировать хотя бы новейшую историю.
Как общество сегодня оценивает события пятилетней давности? Кто-то до сих пор считает, что это была настоящая революция, которая реально изменила страну к лучшему. Кто-то, что это восстание, которое использовали, с одной стороны, часть украинских олигархов, чтобы привести своих людей к власти, а с другой — Кремль, чтобы начать захватывать украинские территории. Кто-то, что это инспирированный частью украинского политикума и Западом государственный переворот. Четкость в оценке ситуации отсутствует, в частности, и потому, что за эти пять лет власть так и не наказала виновных за преступления на Майдане, не говоря о том, что мало что изменилось в подходах к ведению политики и переменам в стране.
«Майдан только начинался, а уже были признаки технологий. Когда мы делали наш альбом «Люди Майдана. Хроника», я говорила, что мы делаем это для того, чтобы защитить репутацию искренних людей, которые действительно вышли на народное восстание. Но они не все знали. К сожалению, есть лишь небольшая часть людей, которые имеют такую важную черту, как мужество воспринимать неприятную информацию, думать и додумывать до конца, — пишет в своей колонке главный редактор газеты «День» Лариса Ившина (№ 29 за 20 февраля 2015 г.). — Меня не очаровывал ни первый Майдан, ни второй. Напротив, я считаю, что это преступная нерадивость политиков, которые таким способом решают политические споры».
Во время и после Евромайдана «День» провел серию круглых столов при участии активистов Майдана и молодых политиков, во время которых призывал собравшихся создать организацию, которая бы могла перерасти в партию, чтобы во время выборов представлять интересы людей, а не быть частью олигархических проектов. К сожалению, произошло последнее. И за эти пять лет мало что изменилось. Те, кто был активным участником Евромайдана и мог быть частью новой политической силы, за это время успели приобщиться к разным проектам от старых политиков, а сегодня перед президентскими выборами анализируют электоральное поле и кандидатов в проблемном ключе. Например, пишут о том, что придется выбирать среди трех фаворитов, — Зеленским, Порошенко и Тимошенко, навязывая фактически безальтернативную парадигму. Хотя альтернативу они имели шанс создать сами. Такой себе манифест инфантильности.
Но это не единственные тенденции за последнее время. С чем мы подходим к пятой годовщине расстрелов на Майдане? Стали ли люди более ответственными и образованными в отношении к политическим процессам, в частности сейчас, когда страну ожидают президентские выборы? Удастся ли обществу избежать быть использованными в очередной раз?
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
«ВОПРОС ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, СПОСОБНО ЛИ ОБЩЕСТВО СОЛИДАРНО ОТСТАИВАТЬ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА»
Евгений ГОЛОВАХА, заместитель директора Института социологии НАН Украины:
— Когда появляется вопрос об ответственности общества и его зрелости, то сразу нужно отметить ключевой аспект — как это измерять? Для этого необходимы соответствующие критерии. Политологам проще отвечать на подобные вопросы. Мне как социологу нужны четкие критерии измерения. Могу сказать, что по сравнению с 2010 годом, когда избрали Януковича, на сегодня общество стало более ответственным. Но это интуитивный вывод. Самое главное, что общество меньше стало поддерживать политиков, которые отстаивают сугубо региональные интересы, а точнее — ориентируются на региональные запросы. Вопрос заключается в том, способно ли общество солидарно отстаивать интересы государства независимо от политических предпочтений и клановых интересов. Нужно также заметить, что манипулировать мнением в нашей стране можно лишь в определенных пределах. В украинском обществе все же есть рациональный выбор. Но если будет фальсификация, то мы можем получить массовое сопротивление. И здесь важно не столько, кто именно станет президентом, а то, что это должны быть честные выборы.
«НИ ВЛАСТЬ, НИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРУГИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВЫВОДОВ НЕ СДЕЛАЛИ»
Виктория ПОДГОРНАЯ, политолог:
— События на Майдане 2013-2014 гг. не стали революцией. Так их трактовать — ошибка. Смена элит так и не произошла, состоялись замена фракций правящей элиты. Другое дело в том, что люди действительно хотели революционных изменений. Прошло пять лет, и мы видим, что не были не только наказаны основные виновники преступлений на Майдане, но и не были восстановлены базовые условия. Первое условие — справедливость. Второе — это требование, что правоохранительные органы не должны быть репрессивными. Это был очень важный момент — невозможность использования властью стражей порядка в целях подавления протестов и другого насилия в отношении народа. Этот вопрос так и не был серьезно поставлен на повестку дня. Нужно было проводить системные, а не локальные изменения. Это касается и полиции, и налоговой, и прокуратуры, и судов. В действительности мы получили нападения на общественных активистов, волонтеров и т.п. Следовательно, мы не имеем в настоящий момент иммунитета от возможного насилия против общества. Такой иммунитет было крайне необходимо получить после прецедента, когда власть использовала силовиков для расстрела людей. К сожалению, ни власть, ни политические круги соответствующих выводов не сделали. Вследствие этого растут тенденции желания у народа восстановления справедливости вне закона. Все это ведет к самосуду и анархии, чего нельзя допустить. Какая-то глубокая, коренная и качественная реформа силовых структур так и не произошла.
Нужно также заметить, что путинской России не нравится активность граждан Украины. Москве не нужны самодостаточные украинцы, которые помнят свою историю, имеют собственные независимые от имперских внушений взгляды. По моему личному убеждению, события, которые произошли в Крыму и на Донбассе, готовились Россией еще с 2004 года. События Помаранчевой революции испугали Кремль, и Москва искала средства реакции на неповиновение украинского общества. Уже тогда, в 2004 году, было ощущение, что мы можем потерять половину Украины в результате действий РФ. Соответствующие выводы РФ сделала через 10 лет. Но в конечном итоге мы должны отметить, что в 2014 году люди не испугались жертв, а наоборот, — убийства стали катализатором еще более мощного сопротивления. И именно это сопротивление, считаю, испугало Путина не меньше, чем Януковича. В России подобный жертвенный протест трудно представить.
«ОБЩЕСТВО РАЗВИВАЕТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ВЛАСТЬ»
Александр СОЛОНТАЙ, эксперт Института политического образования:
— Последние пять лет после Майдана прошли под знаком трех событий. Первое — требование общества расследовать преступления, которые произошли на Майдане. Это требование консолидировало всех, ведь все видели эти жертвы, эти убийства. К сожалению, руководство государства не идет в ногу с обществом, и именно поэтому упомянутый вопрос не находит окончательного ответа. Видим, что общество развивается быстрее, чем власть. Так же, как это было и во время Майдана, что в конечном итоге привело к конфликту между властью и народом. Еще один аспект. Как бы то ни было, но наконец Украина получила реальную независимость. За все это время стало понятно, что этот процесс необратим. Третий аспект — мы уже не будем такими, какими были до Майдана. Это проявляется в том, что народ уже не так легко провоцируется на выход на Майдан, а власть так же осознает, что не стоит доводить общество до точки кипения, когда начинается очевидное сопротивление. И здесь в силу вступил очень важный фактор — война, которая блокирует много позитивных моментов, которые бы мы приобрели за это время. Все, что не было воплощено за эти пять лет, делится на две группы. Первое — невоплощенные планы из-за войны (последняя стала в известной мере поводом для власти не проводить соответствующие реформы). Второе — не воплощенные планы, которые просто не реально было осуществить за этот период. Например, полная деолигархизация.
«МАЙДАН СТАЛ ОЧЕНЬ МОЩНЫМ КАТАЛИЗАТОРОМ СИЛ»
Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог:
— Если бы Майдан победил в полном смысле этого слова, то отношение к этому событию в настоящий момент было совсем другим. К сожалению, мы наблюдаем, как благодаря Майдану к власти пришли определенные силы. Эти силы в действительности заинтересованы в уменьшении ценностей Майдана в Украине, ведь в другом случае они должны были выполнять те требования которые выдвигали люди. Подобная же ситуация произошла с Ющенко в 2004 году. Следовательно, власть за последние пять лет сделала все для того, чтобы убить ценности Майдана и память о Майдане. Но 2014-год — это еще и год начала войны. Украинцы стали злопамятными. Они ничего никому не забыли. Украинцы не забыли, что ни один виновный в физической ликвидации людей на Майдане, не сидит за решеткой. Подчеркнем этот момент, так как Майдан в политическом аспекте занимает якобы второстепенную роль, но в плане национального сознания, стремления к справедливости, патриотизма стал очень мощным катализатором сил. Я убежден, что после стольких жертв, после такой кровавой и драматической страницы в нашей истории, Майдан никогда не будет забыт, и те требования, которые он выдвигал, будут в конце концов выполнены.
Выпуск газеты №:
№28-29, (2019)