(Без) надежное спасение
Спасет ли памятники их выкуп из частной собственности
В этом месяце появилась новость, что киевская власть настаивает на передаче дома Сикорского на Ярославовом Валу, 15-Б из государственной собственности в коммунальную. Сначала подумалось — наконец, ведь заброшенный дом взывает о спасении лет пять, если не больше. Читая новость дальше, поняла, что это — цитата заместителя главы Киевской городской государственной администрации Валентина Мондриевского в эфире одного из телеканалов. Пиар или действительно появился план действий?
Часто такие заявления чиновников мало что значат. Особняк Мурашко на улице Малой Житомирской, 12—14 — чуть ли не самое яркое этому доказательство. Сейчас особняк принадлежит столице. Два года назад Киев выделил 5,7 миллиона гривен на противоаварийные работы. До сих пор не сделано ровным счетом ничего, разве что звучат обвинения, что начать спасение памятника мешает проживание в одном из зданий Александра Глухова. Этот активист — как последняя баррикада, годами пытается спасти памятник от разрушения, кажется, что если он отселится, о доме будем только читать в специальных исследованиях.
О СИЛЕ НОВОГО ЗАКОНОПРОЕКТА
Возвращаясь к заявлению Мондриевского — в нем все же есть доля новизны. Чиновник объяснил, что спасать памятники поможет законопроект №8202 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам усовершенствования системы охраны культурного наследия», который сейчас ждет второго чтения в парламенте.
Законопроект довольно подробно прописывает, за что правительство или местные органы власти могут оштрафовать недобросовестных владельцев памятников — за нарушение режима историко-культурного заповедника или историко-культурной заповедной территории, за непередачу найденных во время археологических разведок или раскопок предметов на постоянное хранение в музеи (государственные фондохранила), за размещение наружной рекламы, вывесок, информационных табличек на памятниках без письменного разрешения органа охраны культурного наследия, за повторное невыполнение рекомендаций соответствующего органа охраны культурного наследия в течение года и т.п. И, конечно, за умышленное разрушение здания, невыполнение противоаварийных работ в предусмотренные сроки и за проведение любых работ на памятниках или их территории без согласования с профильными органами власти.
Также вводится процедура выкупа памятников. Если соответствующий орган охраны культурного наследия видит, что зданию грозит разрушение, повреждение или уничтожение, сначала готовит предупреждение владельцу. Вместе с ним направляет договор о выкупе памятника или только выявленного объекта культурного наследия, описывая условия выкупа, выкупную стоимость и источники финансирования такого выкупа.
Как оценивать исторические здания в гривне, Кабинет Министров пропишет в соответствующих нормативах и методиках. Остается неизменной норма памятникоохранного законодательства, при продаже объектов культурного наследия и памятников привилегированное право на покупку предоставляется органам охраны культурного наследия.
ШТРАФЫ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
До принятия указанного законопроекта у города практически нет рычагов влияния на недобросовестных владельцев памятников. В случае с домом Сикорского можно готовить предписания к владельцу (это отель «Казацкий», государственное предприятие Министерства обороны), что и сделали недавно столичные власти. По словам Валентина Мондриевского, инспекторы департамента охраны культурного наследия КГГА составили акт осмотра здания, по его результатам направили балансодержателю предписание с требованием до апреля предоставить научно-проектную документацию на реставрацию дома и до июля провести противоаварийные работы.
В случае, если этого не будет сделано, владельца оштрафуют. Если к тому времени парламент примет данный законопроект, штрафы будут уже, например, не 20 000 гривен, как сейчас, а от 170 до 510 000 гривен. Между тем, город не впервые пытается оштрафовать владельца дома Сикорского. Как признался Мондриевский, балансодержатель уклонялся от выплаты штрафов.
Похоже, что город должен искать план «Б» для спасения аварийных исторических объектов. В качестве этого плана можно было бы рассматривать городскую целевую программу «Охрана и сохранение культурного наследия Киева на 2019—2021 годы». Бюджет программы составляет 247,7 миллиона гривен. Средства предусмотрены на реставрацию, содержание и сохранение памятников, разработку учетных карточек и проектов границ и режимов использования охранных зон. Но о возвращении аварийных зданий из частной в коммунальную собственность в этой программе речь не идет. Даже нет перечня зданий, за которые город готов взяться в первую очередь. Для уточнения этой информации «День» направил информационный запрос, ответа еще ждем.
ОСОБЕННО УЯЗВИМЫЕ ЗДАНИЯ
Между тем в департаменте охраны культурного наследия с нетерпением ждут новый законопроект о выкупе памятников. Верят, что как только он заработает, быстро наведут порядок с историческими зданиями. Поэтому подскажем чиновникам, куда направить усилия.
«Два аварийных исторических дома на улице Тургеневской, 17 и 19 более 20 лет стоят выселенными и постоянно разрушаются, — недавно писал в «Фейсбуке» киевлянин Антон КОРОБ. — Дом №19 имеет статус памятника архитектуры, а более заброшенный его левый сосед, №17, был лишен статуса памятника. Поэтому его владелец — фирма «Украинская индустриальная группа», владеет обеими домами и успешно их разрушая с 2001 года — решил быстренько разобрать левый без сохранения даже фасада».
Возьмется власть за возвращение этого здания в собственность города? Или же за дом на Грушевского, 4-Б? Здание принадлежит компании «Грааль», связанной с братьями Табачниками. В январе там произошел пожар, который активисты считают неслучайным.
ПРОБЛЕМА РЕСУРСОВ
Новый закон не дает ответов на вопрос, какой будет ответственность местных властей или центральных органов, в частности Кабинета Министров, если вдруг не успеют вовремя выкупить памятник. И захотят ли чиновники брать на себя такой «груз»? Вспомним историю с Гостиным двором: несколько лет активисты требовали от Киева начать процесс возвращения здания из государственной в коммунальную собственность. Когда это наконец произошло, город так и не решил, что с ним делать дальше.
«Механизм возврата памятников действительно нужен городу, но что дальше? Вот раньше было так, что предоставляли определенный участок, владелец обязывался в течение трех лет что-то построить, а если этого нет, участок возвращается обратно городу. Надо заключать инвестиционные соглашения с владельцами, а не просто давать разрешение на проведение работ, — рассуждает Антон Короб. — Вот мы сейчас боремся за здание на улице Хорива, 2, где Подольская районная администрация не подписывала инвестиционное соглашение, выселила людей из дома, но не прописала, что это памятник архитектуры, владелец обязан его восстановить или хотя бы сохранить фасад. Также надо заключать охранные договоры, потому что не со всеми они подписываются».
Представим, что Киев один за другим возвращает памятники в коммунальную собственность. Хватит ли ресурсов на их восстановление? Активист в этом тоже сомневается. Чтобы не получилось так, что здания придется повторно выставлять на продажу.
К ТЕМЕ
«Поджоги памятников - проблема не только Киева»
На днях вопросом сохранения памятников занялись в парламенте. На этой неделе там прошло заседание подкомитета по вопросам взаимодействия с гражданским обществом комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. Тему сформулировали следующим образом: «Как предотвратить пожары в домах-памятниках? Состояние выполнения своих обязанностей органами государственной власти и органами местного самоуправления».
В январе этого года горел дом на улице Грушевского, 4-Б. В свое время путем судебных решений он был преднамеренно вычеркнут из государственного реестра недвижимых памятников, поскольку фирма «Грааль» планирует построить на его месте небоскреб. А в конце февраля пожарные трижды в течение недели спасали от огня дом на улице Сечевых стрельцов, 91. Это здание построено в 1902 году по проекту архитектора Ипполита Николаева, когда-то в нем размещался полицейский околоточный участок, позже — отделение милиции, а до 2013 года там находилась налоговая служба Шевченковского района. Причины пожаров расследует полиция. Основная версия — поджог.
На разговор с активистами и депутатами пришли представители департамента охраны культурного наследия Киевской городской государственной администрации. Руководитель департамента Александр НИКОРЯК еще раз напомнил об увеличении штрафов для владельцев аварийных памятников, нарушающих закон. Также чиновник отметил, что дом на улице Грушевского, 4-Б будут пытаться вернуть в реестр недвижимых памятников, сейчас ищут аргументы, чтобы опровергнуть решение суда, по которому объект был изъят из памятникоохоронного реестра.
Председатель парламентского подкомитета по вопросам взаимодействия с гражданским обществом Игорь ЛУЦЕНКО предложил создавать методические рекомендации по взаимодействию Государственной службы по чрезвычайным ситуациям и Национальной полиции, чтобы предотвращать подобные преступления. По словам Луценко, поджоги памятников — проблема не только Киева, но и других исторических городов.
Выпуск газеты №:
№42-43, (2019)Section
Общество