«У меня очень простая жизнь»
Катрин Денев о кино, помидорах и актерском ремеслеКатрин приезжала в Одессу, чтобы представить мини-ретроспективу своих фильмов и встретиться с публикой и журналистами. Ниже - разговор, состоявшийся в Одесском театре музыкальной комедии им. М. Водяного.
ИГРА СЛУЧАЯ
- Вашей маме, Рене Симоно, уже 107 лет. Она тоже была актрисой. Чему вы научились у нее?
- Наверное, ничему. Я бы так сказала. Ведь я имела абсолютно обычное детство. Отец, мать, несколько детей, рядовая семья. Моя мама занималась театром в очень юном возрасте. Но, когда родилась четвертая дочь, она прекратила работать. Поэтому детство я провела со своими сестрами, и я бы не сказала, что в нем было что-то особенное, связанное с актерской профессией.
- Вы мечтали о каком-то ином пути до того, как стать актрисой?
- Честно говоря, мое актерство - в определенном смысле игра случая. Моя сестра, актриса, предложила мне пройти пробы в фильме, в котором она должна была сниматься. Это пришлось на летние каникулы. Потом случай продолжил действовать - я познакомилась с Жаком Деми и снялась в «Шербурских зонтиках» в 1964 году. До того я не была еще уверена, хочу ли остаться в профессии. Но мне повезло в очень молодом возрасте сыграть в фильме, который открыл меня, а моя героиня имела большое влияние. И я не знаю, продолжила ли бы сниматься, если бы не познакомилась с Деми.
- Что надо делать молодым актерам, чтобы достичь профессионального успеха?
- К сожалению, успех - это то, что проверяется потом, когда ты уже что-то сделал. Здесь также есть большая доля случая. Единственный совет, который могу дать - полагаться на свое чутье, довериться собственному вкусу. И еще нужно много настойчивости. Сейчас многие молодые люди стремятся заниматься кино или театром. И поскольку мы не знаем, достигнем успеха или нет, надо быть уверенными хотя бы в том, что вам нравится то, что вы делаете. Безотносительно к будущему результату.
- Но какие качества нужны актрисе или актеру?
- Такие же, как и любому другому человеку. Открытый разум, жизненная энергия и много терпения.
- Если уж дошло до советов, то какую книгу или фильм вы бы порекомендовали особе 24 лет?
- 24 года? М-м-м... Если в этом возрасте вы найдете время прочитать Марселя Пруста, это будет очень хорошо. А фильм - Жана Ренуара.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОДЕССКИМ КИНОФЕСТИВАЛЕМ
ОДИНОЧЕСТВО, БОГ И ПРИРОДА
- Из ваших дневников, опубликованных в книге «В моей собственной тени», создается впечатление, что значительную часть профессии актрисы составляет ожидание, причем в одиночестве. Не преследует ли вас скука в таких ситуациях?
- Ожидание актера на съемках - вовсе не то состояние, которое бывает у обычных людей. На самом деле, когда ты утром приходишь на съемочную площадку, в тебе сразу запускается особый процесс. Ты прекрасно понимаешь, что до съемок еще несколько часов, но все равно находишься в этом процессе. И это не ожидание, связанное со скукой, когда смотришь на часы. Нет, ты готов что-то запустить, что-то начать, твое ожидание наполнено и ты готовишься к этому моменту.
- Значит, вы не чувствуете себя одинокой на площадке?
- Чувствую. Как и все. Мы все одиноки на самом деле.
- В одном интервью вы сказали, что, когда смотрите на природу, то почти верите в то, что Бог существует.
- Да. Действительно, я считаю, что природа настолько прекрасна, что мы можем поверить в то, что она создана.
- У вас было религиозное образование?
- В детстве я ходила в католическую школу, это продолжалось до старших классов.
- Вы снялись в черной комедии «Новейший Завет», а там главный герой - бог-садист. Насколько это соответствует вашему мировоззрению?
- Это видение мне совсем не близко, но то, что сделал режиссер, кажется забавным и интересным. А самое ужасное в этом фильме, по моему мнению - когда людям сообщают точное время их смерти. Это жутко. Потому что это все же одна из величайших тайн жизни.
РОЛЬ
- Что вы ищете в ролях, на которые соглашаетесь?
- Я скорее обращаю внимание на сюжет, на историю, чем на саму роль, и если сюжет кажется интересным, то могу согласиться даже на второстепенного персонажа. И поскольку съемки - это процесс, в котором встречаешься с большим количеством незнакомых и новых людей, единственный ориентир, чтобы согласиться на что-то - сценарий.
- Как вы работаете над персонажем?
- Я работаю над ролью не одна, а непосредственно с режиссером и поэтому мало чего делаю заранее, мало готовлюсь. Но на съемках часто перечитываю фрагменты сценария. Конечно, когда ты работаешь над образом, то отдаешь ему очень много своего. Важно быть, а не казаться.
- Как изменилась ваша карьера после фильма Франсуа Трюффо «Последнее метро» (1980 - ДД)?
- Не могу сказать, как она изменилась. Но в моей жизни это действительно очень важный момент. Трюффо написал эту роль для меня. Он сразу задумал ее как роль женщины, которая имеет обязательства. Фильм получился замечательный, имел большой успех, поэтому логично, что дальнейшие роли были уже определенного направления.
- Говоря о режиссерах, с которыми вы работали, нельзя не вспомнить Бунюэля. Вы снялись в его выдающихся лентах - "Тристане" и "Дневной красавице" ...
- Бунюэль - режиссер, не склонный к общению, а его стиль режиссуры оставлял немного свободы для актера. Это опыт очень важен и интересен, но должна сказать, что работать в «Тристане» было приятнее. Он тогда вернулся снимать в Испанию после долгого перерыва и у него было особое отношение.
- Что сказала ваша мама после выхода «Дневной красавицы»?
- Ничего. Я уже была взрослая, не знаю, что она могла мне сказать. В любом случае, родители должны принимать личность своих детей.
- Есть легенда, что когда вы увидели фильм Ларса фон Триера «Рассекая волны», то написали письмо его автору, предложив сотрудничество. Это очень необычно для актрисы вашего калибра.
- Я написала, что мне очень понравилась картина, и если он будет снимать во Франции, я была бы рада с ним работать (Денев сыграла у Триера в "Танцующей в темноте" в 2000 - ДД).
- Ваш новый фильм "Правда" покажут на фестивале в Венеции в сентябре. Как вам дались эти съемки?
- Это, можно сказать, уникальный опыт. Режиссер не говорил ни на одном другом языке, кроме японского (Хирокадзу Кореэда - обладатель "Золотой пальмовой ветви" за "Магазинных воришек» в 2018 - ДД). Даже по малейшим вопросам надо было обращаться к переводчице. Поэтому можете представить, как это - когда пытаешься что-то понять по выражению лица, по жестам, по каким-то невербальным вещам то, что обычно понимаешь из слов.
- Есть ли у вас пятерка самых любимых фильмов?
- У меня немного иное отношение к моим собственным работам, чем у публики, и некоторые из них, которые для меня очень много значат, не имели успеха, в том числе коммерческого. Я воспринимаю это не так, как люди, которые находились снаружи процесса. Поэтому рейтинги не в моем характере.
- И все же, думаю, вы можете назвать режиссеров, относившихся к вам лучше всего как к профессионалке, с которыми вы чувствовали себя словно в актерском раю.
- Режиссеры, имевшие для меня наибольшее значение - это Франсуа Трюффо и Андре Тешине. Я действительно чувствовала доверие к ним.
- А как сложилось с доверием в «8 женщинах» Франсуа Озона? Вы там были лишь одной из восьми звезд. Как ему удавалось удерживать равновесие?
- Озон очень умный человек. И очень хитрый. Он относился ко всем абсолютно одинаково и внимательно. Мы были у него как маленькая армия. Он действительно старался никого не выделять. Возможно, публика разочаровалась, когда об этом узнала, но нам очень повезло с этими съемками.
- Едва ли не первый фильм, в котором у вас главная роль - "Сатана там правит бал" (1962 – ДД). Что вы можете сказать о нем?
- Это было очень давно. Да, это одна из моих первых ролей, много актеров... Не помню почти ничего. А почему вы заговорили о нем?
- Он мне так понравился, что я даже переводил его для своих друзей.
- Наверное, мне его надо наконец посмотреть, потому что я ни разу этого не делала (смех).
- Если говорить о кино вашей молодости, то оно ощутимо отличается от сегодняшних фильмов, в которых сделана ставка на спецэффекты. По вашему мнению, чего не хватает кинематографу сегодня? Каким он может стать через 10 лет?
- Безусловно, технический прогресс сильно изменил киноиндустрию. Можно сказать, что кино сместилось в сторону визуальной эффектности. Но я верю словам. Думаю, что язык останется важным для коммуникации, и в кино слова все равно будут иметь свое значение.
- Вы сыграли вампирку в «Голоде» Тони Скотта (1983 – ДД) с Девидом Боуи. Судя по этому фильму, вампиры красивы и бессмертны. Скажите: вы вампирка?
- Я вас разочарую: я не вампирка. Но, возможно, хотела бы чувствовать себя бессмертной.
MASCULIN, F?MININ
- Недавно СМИ сообщали, что в 2017 году ЦРУ сняло гриф «секретно» с документов, из которых следует, что вы вместе с Жаном-Полем Сартром и Симоной де Бовуар помогали дезертирам деньгами. Что это за история?
- Действительно, очень давно, во время съемок в Калифорнии, я помогла одному человеку, оказавшихся в сложных обстоятельствах. Но в этом нет никакой политики. Я не была столь ангажирована, как Сартр или Симона де Бовуар.
- Ваш друг Жерар Депардье как-то сказал, что вы - мужчина, каким бы он хотел быть. Каким мужчиной хотели бы быть вы? И как деталь мужского гардероба вам больше всего нравится?
- Я тогда ответила Депардье, что хотела бы быть такой женщиной, как он. В нем действительно есть такая определенная женственность. И во мне действительно есть что-то мужское. Но эти начала присутствуют в любом существе в разных пропорциях. А относительно одежды, то мне кажется, что брюки - это невероятно удобно, и возможность носить брюки очень изменила самоощущение женщин.
- Мужское и женское далеко не всегда сосуществуют в гармонии. Как вы относитесь к движению против сексуального насилия #MeToo и вообще к последним секс-скандалам в Голливуде?
- Это тема, о которой трудно говорить всерьез на таком собрании. Я не хотела бы, чтобы мои неправильно истолкованные слова потом разошлись в соцсетях, и потому больше не отвечаю на такие вопросы.
- У вас очень насыщенная профессиональная жизнь, десятки ролей. И при этом вы вырастили двоих детей. Как вам это удалось сочетать?
- Это как у всех женщин, которые работают. Иногда важнее частная жизнь, иногда - профессиональная. Нет четкой границы между ними. В отпуске ты проводишь время с детьми, наслаждаешься приватностью. Но когда есть шанс для работы, то это несколько месяцев полного погружения и неотвратимое ощущение, что ты менее доступна для своих близких.
- Какая вы наедине с собой?
- У меня очень простая жизнь, очень естественная. Встречаюсь с друзьями, хожу в кино, в театр. Читаю газеты - на это никогда не хватает времени во время работы. Я могу без проблем выйти погулять, пойти в кинотеатр прямо в своем районе - живу там очень давно.
- Вы увлекаетесь театром, но ни разу не играли на сцене. Почему?
- Потому что очень волнуюсь, когда надо выступать перед залом. Всегда. Это очень ощутимо даже на физическом уровне, и мне сложно это преодолевать. Даже сейчас.
УКРАИНА, ПОМИДОРЫ, ОДЕССА
- Этот вопрос очень волнует многих украинцев и украинок. Вы любите заниматься огородом, особенно помидорами. Есть ли у вас свои авторские приемы для их выращивания?
- Наверное, не мне учить украинцев выращивать помидоры! Мне кажется, что украинские помидоры - лучшие в мире (аплодисменты). К сожалению, возможность вырастить хорошие помидоры очень зависит от климата. Но даже если я буду очень стараться, мне вряд ли удастся вырастить такие черные крымские помидоры, как здесь. Однако я собираюсь взять с собой немного семян ваших томатов. И еще должна сказать, что поражена здешней природой, даже если говорить об Одессе. Большое количество деревьев - это так прекрасно. Это дополнительные легкие.
- Почему вы выбрали Украину, чтобы представить ваши фильмы?
- Все произошло наоборот - это Одесский фестиваль выбрал мой фильм для того, чтобы его показать здесь. А мне стало интересно открыть этот город - и я поехала.
- Можете охарактеризовать Одессу тремя словами?
- Свет, радость, красота.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
- К чему стоит стремиться?
- Это философский вопрос. Но самое главное быть в согласии - в первую очередь с самой собой.
- Что вас вдохновляет?
- То, чем я всегда руководствовалась в жизни - моя любознательность. Мне интересны живые существа. Люди. Мне интересно все. Именно это очень часто определяло мой выбор.
- Вы все время остаетесь современной. Словно проходите сквозь время. Как вам это удается?
- Никаких секретов кроме того, что я сказала ранее. Решающее - моя любознательность, интерес ко всему, к очень многим вещам. Это меня и ведет.
Выпуск газеты №:
№135, (2019)Section
Культура