Перейти к основному содержанию

Золотистые огни в... полной темноте

Политический перфоманс в Киеве устроит известная рок-группа «Laibach»
24 октября, 10:26
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРОМ КОНЦЕРТА

Ненавидите ли вы коммунизм так, как ненавижу его я? Да? Или: нет?

12 ноября в Международном центре культуры и искусств словенская культовая рок-группа «Laibach» обещает устроить политический перформанс в стиле индастриал «Долой диктатуры, выдавим из нашей жизни тоталитаризм»! Они еще те «провокаторы», которые только во время весенней части мирового турне «The Sound Оf Music Tour» сыграли 42 концерта в 18 странах! В Киев приедет классический состав — за исключением разве что вокалистки Мины Шпилер, которая недавно стала мамой и занимается более важными делами; а на ее место у микрофона станет рыжая шведка, не менее колоритная певица Марина Мартенссон.

Напомним, феноменальный септет киевляне уже видели, правда, 22 года назад. Тогда организатором двух шоу: в ночном клубе «Нью-Йорк» (5 октября 1997 г.) и Международном выставочном центре (6 октября т.г.) — был украинский промоутер Геннадий Гутгарц, а выступления «Laibach» состоялись в рамках мирового турне «Jesus Christ Superstars». Прошло время, и словенская группа-загадка «Laibach» опять посетит столицу Украины.

—  Геннадий, известно, в каком составе гости посетят Украину?

— Это будет тот же состав, который везде в мире представляет концертную версию пятого кавер-альбома «Laibach», — «The Sound Оf Music» («Звуки музыки»), изданного 23 ноября 2018 г. британской независимой фирмой грамзаписи «MuteRecords»,   — подчеркнул Геннадий ГУТГАРЦ. — В Киеве выступят: Милан Фрас — вокал, Иван Новак — идеолог группы, основной автор песен. Марина Мартенссон — вокал, акустическая гитара, Боян Крланко — ударные инструменты, Лука Джамник и Рок Лопатич       — синтезаторы, Витя Бальжалорский — гитара.

В разных уголках планеты план у «Laibach» один: приехать, сделать саунд-чек  и в формате музикально— политического митинга, тонко поострить на разными формами тоталитарных режимов, которыми пестрит современный мир. А еще достучаться до сердец и отправить месседж:

— Если вы терпеливы и готовые к борьбе за лучшее будущее, вы можете реально добиться того, что никто не считает возможным.

— Примеры? Пожалуйста. В августе 2015 г. «Laibach» стали первой западной рок-группой, которая сыграла два концерта в Северной Корее. Да, менеджменту команды понадобилось больше года, чтобы договориться с местными чиновниками о мельчайших деталях. Впрочем, факт остается фактом: словены выступили в Пхеньяне, чего никому из их коллег — даже «U2»! — не удавалось.

ВЫСОКОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РОК-ПРОДУКТ

Геннадий Гутгарц поделился мыслями:

— Ошибаются некоторые музыкальные обозреватели, обвиняя «Laibach» в низкопробности и потакании самым низким человеческим инстинктам... После посещений КНДР в альбом «The Sound Оf Music», который будет представлен в Киеве, вмещена корейская народная песня «Ариран», считающаяся неофициальным национальным гимном Северной и Южной Кореи. Это — высокоинтеллектуальный рок-продукт. И здесь «Laibach» использует так называемый пиксель единства. В репертуар они включают произведение, близкое обоим Кореям, выстраивая на языке современной музыки невербальную программу общения. Это — миссия, которая лежит в плоскости над любыми цензурами. Что сложнее поиска взаимопонимания, что слаще найденного общего языка? О таком пикселе единства следует и украинцам позаботиться: важно не то, что нас разъединяет, а то, что может объединить.

ВИРТУАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО NSK

Накануне гастролей «Laibach» удалось по скайпу пообщаться с идеологом словенской культовой группы Иваном НОВАКОМ:

— Скажите, Иван, существует ли до сих пор ваше виртуальное государство NSK (Новое словенское искусство), которое когда-то создали несколько молодых художников? И — когда откроете посольство в Киеве?

— Творческая коалиция NSK возникла в 1992 году. В нее объединились несколько групп художников. Так возникло движение, которое назвалось «Новое словенское искусство». Прошло время, такого образования, как NSK, больше не существует. Но проект «Новое словенское искусство» продолжает жить. Теперь это прибежище для граждан NSK. Идея оказалась простой и мощной — создать идеальное государство без территорий. Группа «Laibach» принимает участие в поддержании жизнедеятельности «Нового словенского искусства». Конечно, мы бы открыли посольство в Киеве, но не от нас должна исходить инициатива.

— В свое время виртуальное государство NSK реально помогло сотням людей, ведь его паспорта признали, например, Соединенные Штаты. Иван, можно об этом услышать из первых уст?

— Паспорта NSK для своих членов мы ввели в 1992-м. Между прочим, они и сих пор существуют и действительны. Когда началась гражданская война в бывших странах Югославии, мы издали около трехсот паспортов беженцам из Сараево, Босния. Часть из них пользовались только этеми документами, потому что других у переселенцев не было. Поговаривали, что многие военные офицеры смотрели на эти паспорта и всерьез их воспринимали как документы. Более того, действовали такие документы и в некоторых европейских странах. Признаюсь, даже музыканты «Laibach» и до сих пор используют паспорта NSK, пересекая некоторые государственные границы.

Словенские интеллектуалы не только принимают участие в развитии современной рок-музыки, записав десять студийных дисков и пять кавер-альбомов. В собственных концертах они постоянно сочетают рок-культуру, эстетику индастриал, политические заявления и театральное действо. На досуге «Laibach» тоже постоянно креативят, в других формах творческой деятельности. Имею в виду многочисленные театральные постановки, выставки живописи, которыми занимается «Laibach Kunst», документальные кинофильмы (их уже пять; последний  — «Liberation Day», «День освобождения», 2018, снимался в Северной Корее), видеоклипы, над которыми работают знаменитые режиссеры и операторы, пишут саудтреки к фильмам, последний это — «Iron Sky: The Coming Race» («Железное небо: Будущая раса»; 2019) режиссера Тимо Вуоренсоли.

Вот как описывает их недавнее выступление во Вроцлаве польский рок-обозреватель Карий КРАТОЧВИЛ: «Концерт «Laibach» состоит из двух частей. Первая — презентация нового альбома «Звуки музыки», вторая — известные хиты команды. Перед началом шоу слух радуют «Звуки природы», идилия продолжается около получаса: ревут коровы, хрюкают свиньи, квокчут куры и тому подобное. Потом свет гаснет, и темно-синие пистолеты режут сцену. Начинается гротескная, противоречивая, несколько абсурдная смесь невинной музыки из знаменитого кинофильма «Звуки музыки» (1965) и индастриал-фарса с элементами дарквейв и техно. Незабываемым оказывается вокальный дуэт лидер-певец Милана Фраса и Марины Мартенссон: первый голос — какая-то инфернальная чертовщина, темная версия дьявольской природы, второй — ангельская природа, мелодичная красота хрустальной чистоты. Несколько замечаний относительно вижуалов и сценического представления. В эстетичном плане нельзя не отметить мастерство и аккуратность исполнения, театральность и целеустремленный эффект, которых «Laibach» добиваются как настоящие мастера. Врезаются в память моменты, когда Марина поет в полной темноте, а золотистые огни превращают ее прическу в факел. Или: безукоризненные дуэты Фраса-Мартенссон, обозначенные технической музыкальной изысканностью, какой-то неземной виртуозностью».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать