О своей миссии...
С именем знаменитого дирижера Оксаны Лынив связывают самые интересные и самые резонансные музыкальные проекты не только в Украине, но и в Европе
За каждым новым проектом Оксаны Ярославовны не только интересно наблюдать, но и необходимо, ведь она является одним из самых влиятельных художественных амбассадоров Украины. «День» уже писал в №№ 200-201, об успехе украинских музыкантов в Египте во главе с О. Лынив в уникальном проекте «Опера «Аида» в Луксоре-2019», состоявшемся open air у подножия храма Хатшепсут с участием 150 музыкантов: хоровой капеллы «Думка», симфонического оркестра «INSO-Львов» и солистов из Кореи, Чехии, Испании, Германии и Болгарии. Также мы уже анонсировали сенсационную украинскую премьеру оперы Аллы Загайкевич на либретто Сергея Жадана в режиссуре Ростислава Держипольского о трагической судьбе Василя Вышиваного (Вильгельма Франц фон Габсбург-Лотарингский) на сцене «Схід-опера», дирижером-постановщиком которой приглашена пани Лынив. Очевидно, это будет современная опера-сенсация, созданная всеукраинской звездной командой Жадан — Загайкевич — Лынив — Держипольский. Однако интересно было бы узнать и о западноевропейских успехах дирижера в уходящем году, и расспросить ее о планах на 2020-й.
«ОРКЕСТР ЯВЛЯЕТСЯ ВСЕГДА ЖИВЫМ ИНСТРУМЕНТОМ В РУКАХ ДИРИЖЕРА»
— Оксана, у вас заканчивается контракт с Грацем. Что дальше? Подписание нового или другие проекты?
— До 2024 года мой календарь уже полностью наполнен интересными и престижными приглашениями топових театров Европы: Париж, Берлин, Лондон, Амстердам и другие. Запланировано очень много разных концертных программ с известными коллективами мира. Я всегда радуюсь возможности путешествовать и знакомиться с разными странами, знакомиться с новыми успешными коллективами и исполнять абсолютно разносторонний репертуар. Теперь это будет интенсивная проектная работа, которая дает больше свободы возможность быть во многих местах почти одновременно.
— Какой способ сотрудничества с известными оркестрами и театрами сейчас, имея за плечами опыт обеих форм сотрудничества, более удобный, более интересный и самый плодотворный?
— Самое плодотворное и наиболее интересное сотрудничество в моем понимании — это сотрудничество с коллективами высокого уровня. Обстоятельно, не важно, сколько оно будет продолжаться, в течение нескольких дней — как концертный проект, месяцев — как работа над оперной постановкой, или годы, на условиях позиции главного дирижера. Такое сотрудничество в любом случае становится драгоценным и вдохновляющим опытом. Оркестр является всегда живым инструментом в руках дирижера. Чем выше его исполнительский уровень, тем лучше я могу воплотить собственные художественные замыслы и идеи, сконцентрироваться во время подготовки на творческом поиске.
— Говорят, вам поступило интересное предложение поставить оперу «Летучий Голландец» Г. Вагнера. Кого видите режиссером-постановщиком?
— Действительно, мне поступило приглашение поставить в 2021 году «Летучего Голландца» в одном из наиболее знаковых и престижных театров мира. Что касается разглашения деталей, то я должна еще несколько месяцев подождать до официального объявления этой новости на пресс-конференции театра. Единственное, что могу уже сказать, — это будет одним из самих важных и самих больших испытаний в моей профессиональной карьере. Также ожидается абсолютно звездный состав исполнителей. Вспоминаю, когда я в 2017 году стала первой женщиной, которая дирижировала в Испании произведениями Вагнера, это была постановка именно «Летучего Голландца» в Театро дель Лисеу в Барселоне. Мой успех вызвал разные реакции, это был настоящий своеобразный вызов для страны с такими патриархальными обычаями, как Испания. Да, в Германии и Австрии совсем другие подходы к постановкам. Много нового, возможно, даже радикального.
— Я вы относитесь к таким трендам. Насколько тряжело или легко работать в таких проектах?
— На самом деле, я уже привыкла работать с постановками в современном стиле. Более того, я уже сама жду от режиссера-постановщика его неординарных идей и задумок, как определенную интригу. Тогда я начинаю искать, как я могу еще больше усилить и раскрыть музыкальный потенциал замысла. Могу сказать, что все мои предыдущие кооперации в этом смысле были успешными, вместе с режиссером нам удавалось создавать целостный и оригинальный художественный продукт. Конечно, в таком стиле работы нужно быть всегда готовым воспринимать другую точку зрения, но и уметь проводить дискуссии, когда режиссерская концепция откровенно противоречит замыслу композитора или не передает суть музыкальной идеи. Но в таком случае крайне важно уметь сразу предложить альтернативу и вместе согласовать общее решение. В противоположном случае критика просто не воспринимается.
— В этом году у вас состоялось 9 премьер или возобновлений спектаклей. О каких вы хотели бы вспомнить, потому что они являются особенными?
— Действительно, этот год выдался очень интенсивным, я дирижировала 5 премьер и 2 возобновления, прошло более 20 разных концертных программ в Австрии, Германии, Франции, Швейцарии, Египте. Трудно выделить отдельное событие, все были действительно интересными и в чем-то незабываемыми.
В следующем сезоне хочется особенно выделить постановку оперы «Пассажирка» Мечислава Вайнберга в Граце. Она была написана запрещенным в СССР репрессированным композитором, большим другом Дмитрия Шостаковича. Эта запрещенная опера на сюжет польской писательницы Софии Посмыш, которая сама чудом выжила в концентрационном лагере, является продолжением важной для меня в последние годы темы агрессии, уничтожения людей, истоков репрессий и нетерпимости, возможного противодействия им силой искусства. Для меня это составляет символическую линию, от концерта Памяти Йозефа Рота около Руины Бродовской синагоги, который состоялся 4 августа как концерт-открытие фестиваля LvivMozArt, где прозвучала Третья симфония «Каддиш» Леонарда Бернстайна, до постановки «Пассажирки» и далее до проекта «Мир на Земле» в марте-апреле 2020 года в Граце, в котором прозвучит поражающее произведения «Уцелевший из Варшавы» Арнольда Шенберга. Солисткой в последнем будет непревзойденная Сунни Мелез, которая и исполняла роль чтеца в знаковом концерте в Бродах.
«МИСТИЧЕСКОЕ ЧИСЛО «СЕМЬ»
— Прокомментируйте, пожалуй ста, значение для вас лично последнего проекта с Bayerische Staatsoper (Шостакович) и расскажите о следующем — с Бартоком.
— Баварская национальная опера стала знаковым театром в моей карьере. Вообще, я никогда и не мечтала когда-то ступить ногой в эту легендарную оркестровую яму, в которой дирижировали Карлос Кляйбер, Зубин Мета, Вольфранг Савалиш, Карл Бьом. Радуюсь, что я не только получила и использовала шанс дирижировать там, а что он открыл мне практически все дальнейшие перспективы. Уже когда я покидала Мюнхен ради должности главного дирижера оперы Грацу в 2017 году, мне пришло приглашение продирижировать последние спектакли «Леди Макбет» Дмитрия Шостаковича. Это был невероятный состав солистов, в главной роли немецкая оперная звезда Аня Кампе, в частности и из Украины — Анатолий Кочерга, Михаил Дидык. «Леди Макбет» очень сложная партитура, одна из самых известных опер ХХ века. Первая редакция произведения попала под личное запрет Сталина как «аморальное» произведение. Именно в этой первоначальной редакции эта опера и звучала тогда в Мюнхене, это была очень сильная постановка.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ОКСАНЫ ЛЫНИВ
Вскоре после этих спектаклів «Леди Макбет» я получила звонок лично от интенданта Баварской оперы с приглашением поставить в 2020 году одноактную оперу Беллы Бартока «Замок Герцога Синяя Борода». Это очень интересная работа, потому что это экспериментальное произведение еще очень молодого автора, когда он находился под воздействием французских символистов, в частности — Мориса Метерлинка, а также — психоаналитических теорий Зигмунда Фрейда. Поэтому «Замок герцога Синяя Борода» — это не просто семь замкнутых дверей замка, куда запрещено заглядывать жене герцога Синяя Борода, а еще и, по Фрейду, и потайные уголки мужской души, закрытые от взгляда женщины. Это и мистическое число «семь», это и золотое сечение, потому что у нас будет и три позитивных по символике двери, а четыре негативных. За каждой дверю — определенный мир с определенной окраскоц, поэтому интересной будет сопоставление цветов и тональностей (звуковых красок). Радуюсь и с нетерпением жду сотрудничества в этой постановке с одним из самых сильных режиссеров мира англичанкой Кэти Митчел, которая известна своими глубоко психологическими постановками. В паре с оперой в художественном концепте прозвучит последний симфонический шедевр Бартока «Концерт для оркестра», со сценическим оформлением в виде видеоинсталляций. Это будет чрезвычайно интересная постановка.
— Вы являетесь неутомимым пропагандистом музыки современных украинских композиторов, музыкальной классики или композиторов, связанных своим творчеством с Украиной, как Франц Ксавер Моцарт. Были ли прецеденты, когда после исполнения какого-то произведения, например В.Сильвестрова или еще кого-то, — тот или иной колектив/музыкальное учреждение заинтересовывались и брали это произведение в работу уже со своими музыкантами. И вообще, что нужно делать музыкантам и государству, чтобы украинская музыка, особенно современных композиторов, все же звучала в престижных концертных залах Европы?
— Сама я часто беру в программу, но чтобы другой коллектив исполнял с другим дирижером. Конкретных случаев, когда иностранные коллективы брали украинские произведения в свой репертуар — в моем опыте не было, но было много случаев, когда музыканты разных оркестров подходили, интересовались другими, камерными произведениями украинского композитора, чтобы уже исполнять в своем сольном и камерном репертуаре. Что касается общей государственной стратегии, то это, конечно, длительный процесс интеграции в мировое культурное пространство. Но я считаю, что наше государство уже начало активно работать в этом направлении. В частности, это выражается в создании Украинского Института, который в этом году просто блестяще провел десятки чрезвычайно сильных проектов, собственно, в рамках Года культуры Австрия-Украина 2019. В нескольких из них я лично принимала участие, также вместе с основанным мной Молодежным симфоническим оркестром Украини/ysou. 9—10 сентября мы открывали Юбилейный, 205-й сезон в Музикферайне Грац, исполнив вместе со Львовской государственной хоровой капеллой «Дударик» и украинскими оперными звездами Кантату «Первый весенний день» Франца Ксавера Моцарта, австрийскую премьеру произведения Kyrie Eleison современного украинского композитора Богданы Фроляк и грандиозную 9-ю симфонию Людвига ван Бетховена. В целом, вся организация была продумана до мельчайших деталей, программа поражала своим разнообразием. Еще никогда Украина не была представлена в мире так масштабно и объемно, к тому же в одной из стран — лидеров Европы. Я горжусь таким успешным стартом — ведь если уже первый год института был настолько успешным, то чего мы сможем ожидать, когда институция будет насчитывать десятилетие истории — как немецкий Goethe Institut, или английский British Council.
«СОЗДАНИЕ ОБЩЕГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОСТРАНСТВА, ГДЕ УЖЕ НЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ НА МУЗЫКАНТОВ И ЗРИТЕЛЕЙ»
— Оксана, расскажите о своей работе (впервые!) с одним из лучших оркестров мира — Staatskapelle Berlin. Вы выступали в новопостроенном по инициативе Даниэлея Баранбойма — Barenboim-Said-Akademie. Что нужно сделать, чтобы инициировать в Украине построение современного концертного зала? Возможно, выйти с предложением к руководителям украинского государства или собрать какой-то совет инвесторов?! Что вы думаете по этому поводу? Ваш статус уже позволяет делать и такие шаги, и такие проекты «на века», как говорят, для грядущих поколений.
— Невероятное, представить, что этот коллектив сейчас отмечает свой юбилейный 450-й сезон! Когда приходишь утром на репетицию и понимаешь, что этот коллектив был создан в XVI веке, что им дирижировали еще Карл Эммануель Бах, Феликс Мендельсон, Рихард Вагнер — это неповторимое ощущение. В программе концерта прозвучали «Зигфрид-идиллия» Рихарда Вагнера, «Серенада для струнных» Валентина Сильвестрова и Первая «Классическая» симфония Сергея Прокофьева. Я была поражена не только техническим совершенством оркестра, но и особой человечностью, открытостью и любовью к своей профессии всех его участников. Чувствовалось, как каждый музыкант горит своим делом, благодаря такому энтузиазму удалось наладить особенно тонкую коммуникацию с коллективом, которая воплотилась в чрезвычайной интенсивной эмоциональной атмосфере концерта. Мы очень тепло попрощались и уже с нетерпением ждем продолжения сотрудничества во время возобновления оперы Л.Керубини «Медея» уже в феврале следующего года. Сам зал имеет форму эллипса — его построение было идеей Даниэля Баренбойма, который руководит оркестром уже почти 30 лет, с 1991. В основе лежит идея создания общего творческого пространства, где уже нет разделения на музыкантов и зрителей, с которым мы неотвратимо встречаемся в случаях всех остальных концертных залов. Интересно, что уже в самом концерте, во время паузы рассадка оркестра была перестроена на 180 градусов, так, что слушатели, которые видели в первом отделе концерта дирижера спиной к себе, могли наблюдать за ним уже в лицо во втором отделении. Со слов Даниэля Баренбойма, власть Берлину предоставила для строительства этого зала землю в аренду за совсем символическую сумму, 1 евро в год. Само строительство стоило, конечно, больших денег. Думаю, что для появления подобных проектов концертных залов у Украины еще впереди довольно длинный путь. Сначала осознание властью культуры как важной и неотъемлемой составляющей общественной жизни. Ведь без поддержки власти такие проекты практически невозможно реализовать. Многие страны мира переосознают сейчас значение культуры, строится большое количество прекрасных модерных концертных залов — к примеру, в Сиднее, в Австралии, в Арабских Эмиратах, Китае.
— На днями подписан указ Президентом В. Зеленским о новом составе Шевченковского комитета, как вы относитесь к этой премии?
— Конечно, я всегда радуюсь, когда такой высокой государственной наградой отмечают достойных мастеров Украины. Была счастлива, когда в 2018 году эту награду получила одна из самых выдающихся композиторов современной Украины Виктория Полевая. Я знала, что тоже была номинирована от Национального союза композиторов Украины, но, конечно, успех для меня не определяется какими-то конкретными наградами, а больше — интересными дальнейшими проектами и перспективами.
— Как будете отмечать Новый год и Рождество?
— Новый, 2020 год я буду отмечать практически на работе, с Грацким филармоническим оркестром. 1 января мы готовим очень интересную концертную программу «Из Граца в Голливуд» из произведений композитора Роберта Штольца. Он родился в Граце и стал очень известным в жанре оперетты и Бродвея, с большим успехом писал музыку к кинофильмам, в частности ко многим Голувидским, и даже получил два Оскара, в 1941 и 1944 годах.
— Пани Оксана, вы такая энергичная, а где берете силы?
— Наверное, в основном в понимании важности своей миссии и невозможности отступления!
Выпуск газеты №:
№238-239, (2019)Section
Культура