Вечный выбор
«Наталка Полтавка.doc» — спектакль-вербатим в Театре на ПечерскеПоследний год в столичной театральной жизни ознаменовался несколькими очень интересными интерпретациями украинских классических сюжетов — «Verba» и «Лимерівна» в Национальном театре им. И.Франко, «Голохвастoff» на Левом берегу, «Кайдаші. 2.0» в Диком театре. В этом списке также и спектакль-вербатим «Наталка Полтавка.doc» в Театре на Печерске (постановка Елены Лазович).
У режиссера Елены Лазович «Наталка» — документальная драма, вмонтированная в классический сюжет. Было опрошено полторы сотни респондентов по всей Украине, включительно с Полтавой, и те интервью легли в основу спектакля, будто налагаясь на историю, описанную нашим классиком Иваном Котляревским 200 лет тому назад.
То есть, хрестоматийные литературные герои стали как будто прототипами наших современников.
В программке сказано, что этот спектакль о поиске самоидентичности. Поиск непростой, потому что «персональные данные» героев Ивана Котляревского и героев спектакля почти не сходятся. Потому что уже нет Наталок, а есть Маши и Наташи, и наша Наташа не воду на коромысле носит, а учительствует и ездит на подработки в Турцию... и Петр батрачит не где-нибудь, а в Амстердаме — учится и работает, и Возный уже не Возный, а бизнесмен и меценат. Все они с героями Котляревского даже говорят ощутимо на разных языках.
Учитывая вышесказанное, кажется, что та заявленная в программке «самоидентичность» — под угрозой исчезновения, и сам ее поиск закончится ничем.
Однако здесь нас подстерегает неожиданность. Прежде чем о ней сказать, давайте честно себе сознаемся: кто для нас, еще со школьной парты, был более ярок и более интересен: Петр или Возный? Правда же, Возный? А почему же Наталка выбрала банального Петра?
Это один из двух ментальных украинских вопросов, на которые нет ответа: 1) Почему на Переяславской раде казацкая нация проголосовала за Азию, а не за Европу? 2) Почему Наталка не вышла за Возного?
Эти проклятые вопросы, возможно, тайно взаимосвязаны.
В спектакле Театра на Печерске Наташа (этот образ по очереди играют Дария Творонович и Елена Мамчур) так восторженно смотрит на Возного, то есть, на Андрея Андреевича (актеры Игорь Назаров и Владислав Мамчур), как она ни разу не смотрела ни на Петра (Григорий Бакланов), ни на кого другого. Кажется, вот-вот — и Наташа-Наталка сделает, наконец, правильный выбор, и историческая несправедливость будет исправлена. Но этого не случается. Может, и рада бы душа в рай — а самоидентичность не пускает. Она, по-видимому, в том и заключается, чтобы вечно делать банальный выбор.
Следующий показ спектакля состоится 25 февраля.
Выпуск газеты №:
№10, (2020)Section
Культура