Что предлагает современная медиамашина
24 января откроется выставка Мстислава Чернова и Игоря ЧекачковаЭкспозиция называется «Производство снов, или Что предлагает современная медиамашина». В настоящее время СМИ создают реальность из потока изображений, снятых журналистами, видеооператорами, фотографами. Но реальна ли эта, похожая на яркий, кошмарный сон, реальность? Найти ответ на этот вопрос, каждый по-своему, решили видеожурналист Associated Press Мстислав Чернов и фотограф Игорь Чекачков в совместной выставке «Производство снов, или Что предлагает современная медиамашина». Открытие состоится 24 января в арт-центре Closer. А 25 января состоится кураторская экскурсия от Екатерины Носко и ночные чтения одного из центральных объектов выставки — книги «Времена сновидений», будет читать автор Мстислав Чернов.
— Поток изображений повсюду, он определяет тенденции и вкусы, влияет на смену политических режимов. СМИ конструируют реальности, которые способны решать ход истории. Выставка является камерной реакцией на это положение, — объясняет куратор проекта Екатерина НОСКО.
Стартовая позиция выставки — дебютный роман Мстислава Чернова «Времена сновидений». Книга основана на реальных событиях во время войны на Донбассе, антимиграционных протестах в мире и снах автора, недавно вышел в издательстве «Саміт-книга». Это дебют для фотографа и видеооператора Мстислава Чернова, который уже почти 5 лет работает для Associated Press по всему миру, — от места падения MH17 под Торезом до войны в Сирии и Ираке.
Сновидение — едва ли не самая очевидная форма взаимодействия с первой половиной выставки. Видеоинсталляция «Media machina» является комнатой в комнате, черным кубом, на каждую сторону которого проектируются фрагменты из сотен видео, снятых Мстиславом Черновым за последние 5 лет в более чем 40 разных странах: Сирии, Ираке, Турции, Франции, Бельгии, Украине и других. «Эти видео, из зон конфликтов, уличных протестов, а также из личных архивов, безжалостно передают человеческие страдания, боль, потери и хрупкость жизни», — объясняет К. Носко.
В центре комнаты — кровать, с которой можно смотреть на каждую из четырех стен. Но видео на каждой из них разное. Можно сидеть и даже лежать на кровати, если зрителю так будет удобнее смотреть и разбираться — это все реальность или же таки сон.
«Мы взаимодействуем не с реальными событиями, а с их изображениями, которые прошли множество изменений и интерпретаций, прежде чем попасть к нам на экраны. Даже войну в своей стране большинство видит только на экране. До тех пор, пока бомба не падает на их дом, — объясняет Мстислав Чернов. — «Медиамашина» — символ сна и сновидения, символ сконструированной реальности. Эта навязанная нам реальность не плохая и не хорошая, она существует, хотим мы того или нет, и нам нужно научиться в ней существовать. Мы не можем, как в галерее, встать с кровати и выйти из куба. Потому что «Медиамашина» — это мир, в котором мы живем, это мир, который и нас самих рано или поздно превращает в медиамашины».
Часть выставки — это NA4JOPM8, серия фотографий Игоря Чекачкова, чьи фотографии публиковали Forbes, National Geographic, The Guardian, Le Monde и другие международные СМИ. Эта серия тоже объединяет изображения фрагментов реальности из разных сфер: от протестных событий на Майдане в Харькове до интимных сцен из частной жизни. Впрочем, их художественный образ довершила случайность. Жесткий диск с серийным номером NA4JOPM8, на котором сохранялись фотографии, сломался, и архив был уничтожен. Частично фото удалось возобновить, но каждое изображение теперь содержит дефект. «В искусство фотографа вмешалась машина. Уничтожение, деконструкция произошли определенным образом, который позволил объединить разные по характеру фотографии в одну серию», — объясняет куратор.
Сам автор предлагает идти по следам разрушения еще дальше: «Искусство разрушает реальность в поисках ее смысла. В серии NA4JOPM8 я исследую то, каким образом художественные образы способны влиять на реальность, которую для нас конструируют, — говорит фотограф. — Когда я использую «разрушенные» фотографии, которые деформируют действительность, я словно разбираю мир на части».
Объединение двух проектов двух художников очевидно, подытоживает Екатерина Носко: «Media Machine как инсталляция является формой и метафорой созданной реальности, тогда как серия NA4JOPM8 является рефлексией на реальность, которая распадается и деконструиркется».
Выпуск газеты №:
№10, (2020)Section
Культура