«Прометей украинской музыки»
Так называли композитора Станислава Людкевича, которому 24 января исполнилось бы 140 лет
Первый профессиональный композитор Западной Украины, музыковед, фольклорист и педагог Станислав Филиппович Людкевич родился 24 января 1879 г. в Долишне-Лежайском предместье, которое издавна называлось Руським предместьям, в городке Ярослав (ныне — Республика Польша), стоявшем над рекой Сян. Малыш стал четвертым ребенком в семье. К сожалению, в 1870-х гг. у родителей родилось и умерли трое синевей — Максимилиан, Альфред и Адольф. Выжил только Сясе (Станислав).
17-летний гимназист впервые заявил о себе как о композиторе, даже написал около трех десятки музыкальных произведений. В частности, на вечере памяти Адама Мицкевича в 1896 г. в Перемишле его хоровое произведение в сопровождении фортепиано — «Пожар», созданное по поэме «Песня о колоколе» (1799) Фридриха Шиллера, завоевало большой успех. Окончив восьмилетний курс, начинающий композитор записал в творческий багаж семь пьес для фортепиано. Самыми известными миниатюрами, которые интонационно опирались на фольклорный материал и в то же время продолжали линию европейской романтичной музыки, — Франца Шуберта, Феликса Мендельсона, Иоганнеса Брамса — считают: «Убаюканная песня», «Предостережение матери», «Тихий вечер» и др.
В 1897—1901 гг. юноша учился на отделении украинской и классической филологии философского факультета Львовского университета; основным направлением стала украинская филология, а дополнительными — философия, классическая филология. Параллельно, в качестве свободного слушателя, в 1897—1899 гг. Станислав Людкевич посещал лекции в консерватории Галицкого музыкального общества.
* * *
Теорию композиции украинец изучал самостоятельно, хотя фундаменты были заложены матерью-пианисткой. Затем, в 1897—1899 гг. во Львове обучение продолжилось у польского композитора и дирижера Мечислава Солтиса (1863—1929). По окончании философского факультета Львовского университета в 1901 г. Станислав Людкевич получил диплом преподавателя украинского и латинского языков и два года работал учителем в гимназиях Львова и Перемишля (ныне— Польша). В частности, одним из учеников во Львовской гимназии с польским языком преподавания был будущий украинский историк, академик Иван Крипьякевич (1886—1967).
ЮНЫЙ СТАНИСЛАВ ЛЮДКЕВИЧ
Бурно развивалось и музыкальное творчество. И это, знаете, производило впечатление не только на галицких коллег. Например, 6 мая 1903 г. в концерте под руководством чешского дирижера Людвика Челянского прозвучало первое крупное произведение — симфония №2, «Украинское каприччио» для скрипки с камерным оркестром Станислава Людкевича. Присутствовавший во Львовской филармонии итальянский композитор, автор известной оперы «Паяцы» («Pagliacci»; 1892) Руджеро Леонкавалло (1857—1919), который в свое время был пианистом-аккомпаниатором Энрико Карузо, — о премьере отозвался довольно одобрительно.
* * *
Национальное сознание начинается с приближения к истокам, глубокого понимания народной культуры. В 1906 г. в Перемышле Станислав Людкевич познакомился с актером и театральным режиссером Николаем Садовским (1856—1933), который в прошлом году возглавил театр «Руськой Беседы» во Львове, и писателем, историком, бандуристом и композитором Ггнатом Хоткевичем (1877—1938), который как раз путешествовал по Галичине и Буковине, — то со скрипичными концертами, то с концертами украинских народных песен в сопровождении бандуры.
Благодаря стараниям Гната Мартыновича львовский композитор не просто увлекся бандурой, а взялся популяризировать народный инструмент в Западной Украине. С этой целью он основал хор «Бандурист», а для литературно-политического журнала «Світ», который фактически редактировал Иван Франко, написал статью «Возрождение бандуры». Новое увлечение накрыло с головой, поэтому Станислав Людкевич отредактировал и издал двухтомник «Галицько-руські народні мелодії, собранные на фонограф Йосипом Роздольским» (1906—1908). В это сложно поверить, но сборник состоял из 1544 песен и стал первым — научным и на то время самым полным — изданием украинских народных песен. О книге восторженно отозвались Иван Франко, Владимир Гнатюк, Климент Квитка, другие деятели национальной культуры.
Дальше повышать композиторский уровень можно было лишь за рубежом, и в 1907 г. Станислав Людкевич специально выехал в столицу Австрии. В 1907—1908 гг. три семестра он учился на факультете музыковедения Музыкально— исторического института Венского университета. К важнейшим произведениям того периода относятся кантата-симфония «Кавказ», ставшая визиткой мастера. Партитура была написана по одноименной поэме Кобзаря. Первую часть автор закончил в 1905 г., все произведение — в 1913 г. На львовском концерте, посвященном 100-летию со дня рождения Кобзаря, премьеру под дирижированием автора исполнило в 1914 г. хоровое товариство «Боян». В конце концов, в 1907 г., то есть в 30 лет, Станислав Людкевич стал общепризнанным, если не самым популярным композитором Галичины. Другому было бы достаточно, ему — нет.
* * *
Получив в Музыкально-историческом институте Венского университета степень доктора философии в области музыки, украинец продолжил учебу. И судьба повела Станислава Людкевича в Лейпциг, где на факультете музикологии местного университета он слушал лекции немецкого музыковеда, лексикографа и педагога Гуго Римана (1849—1919) и музыковеда и теоретика искусств Артура Прюфера (1860—1944). С тех пор влияния модерновых течений в музыке и доморощенного примитивизма украинский симфонист просто терпеть не мог.
Станислав Людкевич стал одним из организаторов Высшего музыкального института имени Николая Лисенко во Львове, где сначала служил инспектором, в 1910—1914 гг. — директором заведения и преподавателем, с 1919 г. — только преподавателем теоретических дисциплин, а с 1936 г. — инспектором его филиалов. Именно в тот период мастер решил окончательно порвать с «дуализмом» профессий: музикология и композиторство, чтоб сосредоточиться исключительно на музыке.
* * *
1 ноября 1917 г. музыкальный отдел при Генеральном секретариате Народного образования УНР пригласил Станислава Людкевича в Киев. Здесь некоторое время композитор проживал и имел талантливых коллег из Надднепрянщины: Кирилла Стеценко, Николая Леонтовича, Александра Кошица. В городе 600 церквей, в феврале 1918 г. львовянин лично пережил страшный террор красных банд, которыми на деле оказалась Рабоче-Крестьянская Красная армия (РСЧА) Михаила Муравйова.
РАБОЧИЙ КАБИНЕТ КОМПОЗИТОРА, МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СТАНИСЛАВА ЛЮДКЕВИЧА, ЛЬВОВ
В сентябре 1919 г. С. Людкевич вернулся во Львов. Он организовал первый украинский симфонический оркестр при Музыкальном обществе им. Лысенко. Дальше — по предложению композитора, горячо поддержанным митрополитом Галицким и архиепископом Львовский, предстоятелем Украинской греко-католической церкви Андреем Шептицким (1865—1944), во Львове возник Институт церковной музыки, где Станислав Людкевич преподавал. Наконец, не только как дирижер, но и как композитор, 40-летний Станислав Филиппович одновременно сотрудничал с городским хоровым обществом «Боян», а также возглавлял хоры «Бандурист» и «Сурма».
Одним из знаковых произведений для хора стала симфоническая поэма «Каменярі», созданная в 1926 г. на стихотворения Ивана Франко. Во времена господства Польши даже само исполнение симфонической поэмы грозило тюрьмой. Ведь героическим лейтмотивом произведения стала песня «Не пора» (1880).
* * *
В 1930—1933 гг. Станислав Филиппович отредактировал музыкальную часть «Книги знання» — трехтомной Украинской общей энциклопедии, а еще как приложение к журналу «Боян»— составил Малую музыкальную энциклопедию.
Вместе с тем, музыкального творчества композитор не оставлял. Премьера кантаты «Заповіт» (1934) прозвучала в концерте к 75-летию со дня смерти Кобзаря. Впервые ее исполнил в 1935 г. городской хор «Львовский Боян» под дирижированием автора. Несмотря на то, что после премьеры музыковеды утверждали, мол, это «сильное и неординарное произведение, настоящее художественное произведение», в 1950-х гг. Станислав Филиппович сделал авторскую редакцию. Именно в таком виде кантата вошла в разряд лучших европейских образцов кантато-ораториального жанра.
В 1934 г. коллеги избрали Станислава Людкевича главой музикологической секции Союза украинских профессиональных музыкантов. В 1936 г. композитор был выдвинут главой музикологической комиссии Научного общества имени Т.Шевченко. Музыкант часто выступал как исполнитель: пианист, певец, дирижер. В хоре «Львовский Боян» он одновременно пел и... был дирижером коллектива.
* * *
Музы замолчали, когда заговорили пушки. Но сначала, 23 августа 1939 г. судьбу Львова два тирана решили на советско-германских переговорах в Москве, где ратифицировался пакт Молотова-Риббентропа. По тем документчерез месяц, 23 сентября 1939-го советская армия вошла в галицкую столицу.
ЗЕНОВИЯ ШТУНДЕР И СТАНИСЛАВ ЛЮДКЕВИЧ ВО ДВОРЕ СОБСТВЕННОГО ДОМА. ЛЬВОВ, 1970-е
Советы все обставили с помпой, на заседании во Львовской опере советские «освободители» затребовали, чтобы один из моральных авторитетов Галичины, заведующий кафедрой теории и композиции Львовской консерватории, профессор Станислав Людкевич произнес приветсвенное слово. 60-летний композитор вышел на сцену и простыми словами сыграл свой знаменитый фа-диєз мажор:
— Нас освободили, что поделаешь!
* * *
Во время оккупации УССР нацистами Станислав Людкевич Львов не покидал. В сентябре 1941 г., когда его арестовывали агенты гестапо...
— В начале немецкой оккупации я и Барвинский в числе других, приблизительно двухсот человек из представителей львовской интеллигенции немцы задержали на проверку надежности. Барвинского, как известного немцам человека — он уже занимал должность директора музыкальной школы, — отпустили на вторые сутки, я просидел пять, но был освобожден, — вспоминал Людкевич.
* * *
После освобождения Западной Украины от гитлеровцев композитор входил в состав «Комиссарского управления», потом возглавлял Союз украинских профессиональных музыкантов, преподавал во Львовской консерватории (1944—1972), где занимал должность профессора и был заведующим кафедрой. Помимо прочего, ученый вернулся к научной работе в Институте искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР.
* * *
Возраст и эпоха накладывали отпечаток на первого композитора Западной Украины. Вместе с тем, в 1958 г. Станислав Людкевич представил оперу «Довбуш», которую полностью... разгромили советские искусствоведы, дружно боровшиеся с... формализмом. Линия Партии совпадала с точкой зрения «правильных» музыковедов, которые врали:
— В фигуре Довбуша не чувствуется образ народного мстителя, который помогает народу освободиться из-под гнета поработителей. Но в личность Довбуша народ вложил свои мечты, а он выведен в опере нерешительным, в центре его действий не черты народного предвидителя, а личные переживания и чувства влюбленного.
* * *
Часто Станислава Филипповича спрашивали о жизненных ориентирах, он улыбался и отвечал... поступками. Последовательным и цельным он оставался на протяжении жизни: друзьей и знакомых не предавал, на коллег не наговаривал, власть не облизывал и преимущественно молча делал свое дело... Чего же удивляться, что, когда в 1963 г. произведения Станислава Людкевича выдвинули на получение Шевченковской премии, награду вдруг отдали... композитору Георгию Майбороде. Оперу в трех действиях «Арсенал» тот написанную в 1960 г. к Декаде украинской литературы и искусства в Москве.
Свою Шевченковскую премию Станислав Людкевич получил в следующем, 1964 году — за симфонию-кантату «Кавказ» и вокально-симфоническую кантату «Заповіт» на слова Тараса Шевченко. Истинные произведения искусства не теряют актуальность с изменением политического строя государства.
Прошло еще пять лет, и вдруг нарисовалась круглая дата: 90-летие композитора! С этим следовало что-то делать. Кто-то из коллег предложил издать музыковедческое наследие маэстро. Бывшая студентка, а теперь — жена композитора, музыковед Зеновия Константиновна Штундер при посредничестве австрийских коллег вытребовала из архива Венского университета копию диссертации композитора «Две проблемы развития звукоизобразительности» и с немецкого перевела на украинский язык.
Продолжался кропотливый труд. На стол редактора издательства «Музична Україна» стопка материалов легла в феврале 1970 г. Дальше начали происходить странные вещи. С требованиями изъять из книги почти все рецензии Станислава Людкевича цензура оказывала давление на издательство, а издательство, в свою очередь, — на Зеновию Штундер. Были ужасно сокращены очерки «Наші співаки і народна справа» (1900) и «Кілька слів про необхідність заснування українсько-руської музичної консерваторії у Львові» (1902). Вообще, из сборника выбросили статьи «Справа нашого церковного співу» (1921) та «Про красу української народної пісні» (1969). В довершение, в названии известной статьи «Націоналізм у музиці» слово «национализм» заменили словом «национальное».
* * *
Сборник музыковедческих трудов «Дослідження, статті, рецензії» вышел в марте 1973 г. Его тираж составил... 1,5 тысяч экземпляров. Это еще полбеды. В продаже книга стояла несколько дней, а затем из-за статьи «Націоналізм в музиці» была изъята и пошла под нож. После публичной травли составительницу Зеновию Штундер, как «классового врага», 28 мая 1973 г. уволили с работы, а в трудовой книжке записали: «Уволена с занимаемой должности по собственному желанию».
Начал было 94-летний композитор защищать составительницу и жену: Станислав Филиппович обращался в Союз композиторов, в ЦК КПУ — все тщетно. Чтобы поддержать коллегу, а в то же время — сохранить бесценный архив, который пытались отобрать, 15 июня 1973 г. в нотариальной конторе композитор составил завещание, по которому все имущество и архив он передавал З.К.Штундер. Чтобы никто и ничего не могло их разъединить, 3 ноября 1973 г. Станислав Людкевич заключил брак с Зеновией Штундер. Свидетелями в помещении Загса Ленинского района Львова стали Мария Билинская и Орест Березовский.
* * *
Доктор музыковедения (1908), действительный член Научного общества имени Т.Г.Шевченко Станислав Филиппович Людкевич умер в три часа дня 10 сентября 1979 г. во Львове. Похоронили усопшего на Лычаковском кладбище. В 1989 г. на могиле установили памятник — фигуру молодого, прекрасного Прометея, созданную группой скульпторов в составе Николая Посикиры, Ярослава Скакуна и Любомира Яремчука.
В 2017 г. музыкальное агентство CollegiumMusicum положило начало фестивалю «Людкевич Фест», посвященному композитору и его эпохе. Впервые прозвучал цикл «Сборника литургических песен», написанного в 1922 г., а также почти все сольные фортепианные произведения мастера. Это — дарит надежду: «Прометей украинской музыки», как при жизни называли Станислава Людкевича, будет жить до тех пор, пока будут звучать его произведения.
Выпуск газеты №:
№11, (2020)Section
Культура