Кто «подсказал» Тарасу Шевченко идею поэмы «Сон»?
Поэма-комедия «Сон» Т. Шевченко принадлежит к самым выдающимся его творениям. К тому же это произведение, имевшее откровенно антиимперский характер, стало одним из главных доказательств «вины» Шевченко во время разгрома Кирилло-Мефодиевского братства. Считается, что «Сон» принадлежал к циклу поэзий «Трех лет» и был написан в июле 1844 года, когда Кобзарь вернулся с Украины в Петербург.
Сюжетно «Сон» выглядит так. Герой, напившись, возвращается домой, и ему снится причудливый сон. Он летит над землей, сначала видит Украину, потом другие части необозримой Российской империи, наблюдает, что там делается. При этом осуществляется и перенесение в прошлое. Завершается это путешествие в имперской столице — Петербурге, где поэт чрезвычайно гротескно изображает поведение местного чиновничества и элиты.
Позже Шевченко еще несколько раз использовал «жанр» сна. Это написанное в заключении произведение «Сон» («Гори мої високії...»), датированное 1847 годом, и созданное уже в конце жизни (1858 г.) небольшое стихотворение «Сон» («На панщині пшеницю жала...»). Правда, там нет таких широкомасштабных картин, как в поэме-комедии, но использование Кобзарем такого художественного приема, как сон, не является случайным.
Однако если мы обратимся к украинскому фольклору, который Шевченко неплохо знал, или к тогдашней украинской литературе, то не можем сказать, что этот прием использовался, по крайней мере широко. То же самое видим и в русской литературе. Можно, конечно, вспомнить Николая Гоголя. Однако сон у Гоголя трактуется как переход в царство мистического, волшебного. У Шевченко же при всей фантастичности снов они являются достаточно реалистичными, такими себе «воспоминаниями о действительном». Возможно, в этом плане Кобзарь кое-что позаимствовал у Адама Мицкевича, творчество которого неплохо знал. Правда, сны в произведениях Шевченко и Мицкевича — не совсем одно и то же.
Откуда же тогда взял Шевченко идею сна для своих поэзий?
По нашему мнению, ее Кобзарю «подсказал» киевский философ Петр Авсенев. Вообще не стоит недооценивать знания Шевченко в отрасли философии. Конечно, он не был профессиональным философом и не знал ее тонкостей. Но неплохо ориентировался в вопросах философской культуры античности, кое-что знал о современной ему европейской философии, имел представление об украинской философской мысли, в частности о творчестве Григория Сковороды. Поэтому мог заинтересоваться и философскими взглядами П. Авсенева во время своего пребывания в 1843—1844 гг. в Украине, когда посещал Киев и общался с местными представителями интеллигенции. Как раз тогда П. Авсенев был достаточно известной фигурой, преподавал в Киевской духовной академии и Университете св. Владимира.
Стоит сказать несколько слов об этой неординарной личности. Родился он в 1810 г. в селе Новопокровское Воронежской губернии, в семье священника. Конечно, он считал себя россиянином, хотя родом был из украинского этнического региона. Учился в Киевской духовной академии (1829 — 1833). Был оставлен здесь для преподавательской работы. Параллельно преподавал в Университете св. Владимира (1839—1844). Лекции П. Авсенева пользовались популярностью и распространялись в рукописях. П. Авсенев проявлял интерес к изучению «неестественных» явлений человеческой психики — лунатизма, ясновидения, безумства и др. Также пытался проникнуть в таинство «сумрачных состояний души». Все это вызывало не только удивление, но и определенные подозрения у ректора академии Иннокентия (Борисова) и киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова). П. Авсенев даже несколько раз вынужден был переделывать свои лекционные курсы.
«Послушный философ» (так преподаватели и студенты называли П. Авсенева) был известен и за пределами академии и университета. Есть свидетельства о том, что он общался с членами Кирилло-Мефодиевского братства, которые ознакомились с его философскими взглядами. Поэтому вполне возможно, что он также общался с Шевченко.
Успешная на первый взгляд академическая карьера не принесла П. Авсеневу внутреннего удовлетворения. В 1844 году «послушный философ» принял монашество, взяв имя Феофана. После этого он постепенно отходит от преподавательской работы — сначала в университете, а затем, в 1850 г., — в академии. Через два года умирает в далеком Риме, будучи настоятелем при церкви российского посольства.
При жизни П. Авсенев почти не публиковался. Лишь после смерти напечатали его лекции по психологии.
В первой части этого лекционного курса П. Авсенев рассматривает человеческое существо в его телесной, душевной и духовной сущностях. Во второй части рассматривается жизнь души, ее «история» и состояния. «История души» подается следующим образом: вместе с рождением человека возникает вопрос о происхождении его тела, души и духа; человек растет, выявляет одаренность и темперамент, формируется его характер; находится в состоянии сна или не сна, бодрости; он болеет или здоров, что сопровождается разными состояниями тела, души и духа, а также соответствующими состояниями их взаимодействия. Человек умирает, что тоже отвечает определенному состоянию тела, души и духа в момент смерти; в будущем душа оживет и получит бессмертную жизнь. В целом жизнь души является путем к Богу. Кстати, подобные подходы нередко прослеживаются в произведениях Шевченко.
Показательным является интерес П. Авсенева к сфере несознательного. В частности, в своем курсе лекций философ немало внимания уделил такому состоянию души, как сон, отмечая, что треть человеческой жизни проходит во снах и сновидениях, а «сон является настолько же существенным моментом в нашей жизни для души и тела, как и состояние не сна». Во сне душа живет лишь сердцем. Сердце же — «совокупность наших естественных стремлений», «стремление нашей души к бытию внешнему»; согласно сердцу, душа — «член в системе Вселенной». Во сне открывается внутренняя, потайная жизнь сердца человека. «Поэтому, — рекомендует П. Авсенев, — вникай в сновидение, чтобы познать моральное свое состояние». Более того, Бог избрал состояние сна «для сообщения своих намерений избранными от Него орудиями промысла».
Интересными являются рассуждения П. Авсенева в пункте под названием «Невероятная скорость сновидений». Там читаем: «В один миг душа облетает во сне небо и землю, соединяет неизмеримыми расстояниями разделенные пространства и времена, разворачивает и изменяет широкие и замечательные панорамы; это потому, что эта земля и небо, эти времена и пространства, этот неисчерпаемый материал ее творческой деятельности содержится в ней самой и является ее же собственным летающим мнением. Впрочем, нельзя не видеть в этой свободе созерцания и создания определенного прообраза и зачатия будущей свободы, которая предназначена душе в вечности». В этих рассуждениях несложно увидеть «методологию», которую потом использовал Шевченко в поэме-комедии «Сон», а также в других своих произведениях под таким же названием.
Очевидно, шевченковедам стоит внимательнее изучить философские взгляды в Киевской духовной академии. Потому что есть немало «совпадений» между ними (это касается не только П. Авсенева) и взглядами кирилло-мефодиевцев. Ведь и «академики», и кирилло-мефодиевцы существовали в одном культурном и временном пространстве — следовательно, их идеи были сходными.
Выпуск газеты №:
№41, (2012)Section
Украинцы - читайте!