Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Журналист The Guardian изучил, как финских детей учат противостоять дезинформации

31 января, 11:43
Фото: The Guardian

Финляндия возглавила рейтинг устойчивости к дезинформации. Журналист The Guardian Джон Хенли (Jon Henley) побывал на уроках медиаграмотности в Хельсинки и узнал, чего там обучают.

Об этом сообщает портал Media Sapiens.

Джон Хенли пишет, что в средних школах в Хельсинки медиаграмотность и сильное критическое мышление стали ключевым межпредметным компонентом национальной учебной программы, которая была введена в 2016 году. Это, в частности, позволило стране возглавить рейтинг Индекса медиграмотности в 2019 году, куда входят 35 стран (Украины там нет).

Например, на уроках математики учеников учат, как недоброжелатели могут манипулировать статистикой. На уроках искусства ученикам объясняют, как могут подделать изображение, а на занятиях по истории школьники анализируют известные пропагандистские кампании. Учителя же финского языка работают с ними над способами, с помощью которых тексты можно использовать для введения в заблуждение.

«Цель - активные, ответственные граждане и избиратели. Критическое мышление, проверка фактов, интерпретация и оценка всей получаемой вами информации, где бы она ни появилась, являются крайне важными. Мы сделали это ключевой частью всех предметов», - рассказывает завуч колледжа в Хельсинки Кари Кивинен (Kari Kivinen).

Такая учебная программа - это часть широкой стратегии, разработанной финским правительством после 2014 года. Тогда страна столкнулась с дезинформацией, которую распространяла Российская Федерация. Большинство кампаний РФ, пишет журналист, продвигали через «альтернативные» финские сайты и учетные записи в социальных сетях. Они атаковали ЕС, акцентируя на вопросах иммиграции, и пытались повлиять на дискуссию по полному членству Финляндии в НАТО.

Кари Кивинен говорит, что в обучении детей обращает внимание на три разновидности обманчивой информации: мизинформацию (misinformation, ошибки), малинформацию (malinformation, слухи) и дезинформацию (disinformation) - ложь, которая распространяется намеренно, чтобы вводить в заблуждение.

«Даже совсем маленькие дети могут это понять. Они любят быть детективами. Если вы также поощрите их допрашивать журналистов и политиков в реальной жизни о том, что для них важно, поиграете в дебаты и выборы в школе, попросите их написать точные и фальшивые новости о них... тогда демократия и угрозы, с которыми она сталкивается, начинают что-то для них означать», - говорит Кивинен.

Он учит учеников ставить вопросы к информации: кто ее создал; где это было опубликовано; что она реально означала; какова была цель сообщения; на чем базировались утверждения; это факт или чье-то суждение; информацию как-то проверяли ли и тому подобное.

«Дети сейчас не читают газет и не смотрят телевизионные новости, которые здесь в соответствуют стандартам. Они не ищут новости, а просто наталкиваются на них в WhatsApp, YouTube, Instagram, Snapchat ... Или точнее, алгоритм выбирает их именно для них. Они должны уметь критически подходить к этому. Не цинично - мы не хотим, чтобы они думали, что все врут, - но критически », - отмечает Кари Кивинен.

Часть образовательного процесса берут на себя также общественные организации. Одна из них - «Бар фактов» (Faktabaari), которая занимается проверкой фактов. Эта организация создана волонтерами - журналистами и исследователями - перед европейскими выборами в 2014 году. Тогда они разработали материалы для просвещения граждан по выборам.

Кроме того, общественная организация Mediametka, которая частично финансируется Министерством культуры Финляндии, разрабатывает материалы по медиаграмотности еще с начала 1950-х. Тогда ее основателей боялись, что разум финских детей страдает из-за влияния комиксов.

Сейчас, как говорит исполнительный директор Mediametka Мэри Сеистола (Meri Seistola), организация устраивает хакатоны совместно с финскими стартапами, пытаясь разработать «значимые материалы» для школ и молодежных групп.

«Мы работаем с изображениями, видео, текстами, цифровым контентом; поощряем наших учеников производить свой собственный контент; просим их определить ложные новости от пропаганды до кликбейта, от сатиры до теории заговора, от псевдонауки до подпольных отчетов, от материалов, описывающих несуществующие события до непреднамеренных ошибок», - рассказывает Мэри Сеистола.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать