Венецианские сюжеты, озвученные в музыке
Известный украинский пианист Евгений Громов провел для членов Киевского вагнеровского общества вечер памяти композитораТакая идея возникла и сформировалась у него совместно со знатоком и горячим пропагандистом искусства Вагнера, членом Лондонского вагнеровского общества Вячеславом Власовым.
Смерть известного художника в Венеции стала культурным символом с того времени, как композитор, дирижер, поэт Рихард Вагнер закончил здесь свой жизненный путь. Позже пылкий сторонник его творчества немецкий писатель Томас Манн написал под таким названием новеллу. Она была положена в основу знаменитого фильма под таким же названием Л.Висконти, потом оперы Б.Бриттена и балета Дж.Ноймайера. Героем всех этих версий был художник, который убегал от себя самого в мистический и загадочный город на воде, где переживал неожиданную вспышку сильных эмоциональных впечатлений.
Вагнер и сольный фортепианный вечер? Как такое возможно? Ведь Вагнер известен как оперный драматург, автор масштабных музыкальных драм, исполнение которых требует больших оркестровых ресурсов, сильных голосов, ярких театральных средств. Сугубо фортепианных пьес у него мало, и они не считаются показательными для его искусства. Однако музыка Вагнера настолько захватывала своей образностью, силой эмоционального влияния, необычными звуковыми красками, что известные пианисты еще при его жизни стали делать и исполнять в концертах фортепианные переложения фрагментов из его сценических произведений. Таких переложений существуют сегодня очень много. Евгений Громов играет некоторые из них не первый раз. Однако в вечере памяти он удачно объединил с Вагнером фигуру большого друга композитора, уникального пианиста-виртуоза Ференца Листа.
Дружба двух мастеров длилась всю жизнь. Лист неизменно увлекался музыкой Вагнера и ее пропагандировал как пианист, дирижер и музыкальный писатель. Новой ступенью этой дружбы стали семейные связи. Вагнер женился на старшей дочери Листа Козиме, дети, которые у них родились, стали любимыми внуками дедушки. Лист приехал в Венецию посетить Вагнера, который выбрал этот город для семейного отдыха после волнений, связанных с премьерой в Байройте оперы «Парсифаль». В уютном семейном кругу они провели вместе незабываемых два месяца.
Концертную программу начинали и завершали пьесы Листа «Траурная гондола» І и ІІ. Именно на такой гондоле тело Вагнера переправили к вокзалу в Венеции на утро 14 февраля 1883 года. А затем доставили поездом в баварский город Байройт. Здесь он был похоронен между высокими деревьями парка сразу за домом виллы Ванфрид, в которой провел самые счастливые последние годы своей жизни. Лист не присутствовал на похоронах. На могиле друга он побывал в день его рождения 22 мая того же 1883 года. Пьеса Листа, которая зафиксировала это событие, носит именно такое название, «На могиле Вагнера». Из произведений Вагнера в фортепианных переложениях Листа прозвучали в концерте «Торжественный ход к Святому Граалю», фрагмент из последней оперы Мастера «Парсифаль». а также «Смерть Изольды», финальная сцена «Тристана и Изольды». Это сложные виртуозные пьесы, в которых пианист захватил слушателей артистическим темпераментом, продемонстрировал владение многозвучной фортепианной фактурой, искусством неуклонного динамического нарастания звукового потока.
Венеция отметилась в вагнеровской жизни еще одним знаковым событием. Как и герой Т.Манна, однажды он убежал сюда в момент кризиса, и именно здесь написал второе действие самого интимного своего произведения, поэмы любви и смерти «Тристан и Изольда». Венецианский сюжет, связанный с историей создания «Тристана и Изольды», включил в себя рассказ о женщине, любовь к которой вдохновила Вагнера на написание этого шедевра. Речь шла о Матильде Везендонк и Пяти романсах Вагнера на ее стихи, которые стали первыми эскизами к будущей опере. В концерте прозвучали фортепианные переложения двух из них, сделанные Августом Страделой. Пианист смог искусно воспроизвести изысканность музыкальной ткани и состояние глубокой печали, которая их окутывала. В более просветленном варианте задумчивая меланхолия определяла настроение исполненных в концерте фортепианных миниатюр Вагнера, Листа из альбома «У черных лебедей» и второй небольшой пьесы похожего лирического характера. И еще один, совсем короткий фортепианный фрагмент без названия, который имеет посвящение второй жене композитора Козиме Вагнер, окутал атмосферу в этот вечер особой светлой грустью.
Евгений Громов считается наибольшим знатоком и талантливым пропагандистом украинского музыкального авангарда. Ему вообще близка сложная музыка, исполнение которой требует аналитического труда и достаточно больших интеллектуальных усилий. Однако в вагнеровской программе ярко раскрылись такие качества его пианизма, как эмоциональная возвышенность, широкая палитра звуковых красок, контрасты крупного штриха и лирической проницательности.