Перейти к основному содержанию

Упрямо, из года в год

В Колодяжном на Волыни цветет столетняя груша, которую посадила сестра Леси Украинки
27 апреля, 18:52

Сколько лет этой груше, никто не знает, но она поражает не только своей древностью, но и тем, что упрямо из года в год продолжает цвести и приносить плоды. Ольга Бойко, заведующая Колодяжненским мемориальным музеем Леси Украинки, рассказывает, что груше может быть не менее 120 лет. Ведь весной этого года сестре Леси Изидоре уже исполнилось бы 132, а вряд ли доверили бы ей посадить собственное дерево раньше десяти лет. «Урожай с груши не собираем, — говорит Ольга Бойко. — Неизвестно, каким был вкус плодов тогда, когда здесь жили еще Косачи, а сейчас груша приносит дички. Но экскурсанты любят взять грушу с дерева, которое знало многих известных людей, приходят порой даже люди из Колодяжного, просят собрать груши, чтобы посушить на компот». Грушу уже приходится спасать, ее кора потрескалась, дерево доживает, но живет!

На территории музея есть еще мемориальные деревья. Это два куста кизила, который привезла из Крыма Леся Украинка. Они приносят плоды через год, но если плодоносят, то очень щедро, а высажены были еще в 1907 году, в последний приезд Леси на Волынь. Изидора Косач-Борисова, которая посадила грушу, самая младшая сестра Леси, родилась в Колодяжном и оставила о нем много воспоминаний, в том числе и о знаменитом саде Косачей: «Наибольшим украшением усадьбы был великан-каштан, который рос перед старым домом. Семь старых каштанов срослись основаниями, образуя своими ветвями грандиозный шатер. Под этим шатром был огромный стол с лавками и целая большая площадь для крокета, где наша молодежь могла поиграть даже во время дождя. У каждого из нас были посажены свои деревья: Лесин серебристый тополь, елочка Николая, моя ранняя летняя груша... Садов было три: старый, молодой и самый молодой».

Великан-каштан уничтожили в 1915 году немцы в Первую мировую, дерево пошло на укрепление блиндажей. Теперь на этом месте — новый двухэтажный музейный корпус. Из старых деревьев, которые еще помнят Косачей, сохранились каштаны, высаженные братом Леси Николаем, которому суждено было стать последним владельцем имения в Колодяжном. Есть еще грецкие орехи, которые в одну зиму вымерзли, но дали новые побеги.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать