Шаг к прекращению произвола
Присоединение Украины к еще одному протоколу Гаагской конвенции ставит культурные ценности Крыма и Донбасса под защиту международного права
На минувшей неделе Верховная Рада Украины приняла законопроект «О присоединении Украины ко Второму протоколу к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954», поданный президентом Владимиром Зеленским еще в прошлом году. За это решение во время внеочередного заседания Рады проголосовал 321 народный депутат. Этот закон имеет очень большое значение для Украины именно сегодня, потому что, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, со дня его принятия Украина сможет обращаться в ЮНЕСКО с просьбами об оказании технической помощи и получить дополнительные инструменты по охране культурных ценностей на временно оккупированных территориях. Это значительно усиливает защиту культурных ценностей Украины в Крыму и на Донбассе.
Конвенция, к которой присоединилась теперь и Украины, устанавливает дополнительные ограничения в применении принципа «военной необходимости», вводит институт «усиленной защиты». Протоколом также развит и регламентирован вопрос уголовного преследования за преступления против культурных ценностей, что значительно расширяет и усиливает ответственность за уничтожение или повреждение культурного наследия в случае вооруженного конфликта.
СИЛА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статьей 9 протокола, к которому присоединилась Украина, запрещено: любой незаконный экспорт, изъятие или передачу права собственности на культурную ценность; любые археологические раскопки, любые модификации или изменение вида использования культурных ценностей, преследующие цель скрыть или уничтожить свидетельства культурного, исторического или научного характера.
Еще в ноябре прошлого года, когда готовился этот законопроект, народный депутат Украины Соломия Бобровская на пресс-конференции объясняла, что ратификация Второго протокола Гаагской конвенции даст Украине несколько вещей: «Во-первых, речь идет о фактическом приравнивании уничтожения культурного наследия к уровню военного преступления, приравнивание ответственности к уголовной и возможность требовать компенсацию за уничтожение, нарушение, вывоз объектов культурного наследия. Также можно говорить еще об одном направление мониторинга на оккупированных территориях. В этом случае речь идет о запуске «голубого щита», который фактически был для этого создан, в том числе и в Украине «. Она подчеркивала, что это присоединение важно тем, что расширяет работу самой Украине, ведь «мы очень много требуем от международных партнеров — санкций, признания — в то время как мы сами можем сделать элементарные шаги для сохранения нашей страны».
Генеральная директор музея Ханенко и президенткой ICOM Ukraine Екатерина Чуева, в программе Украинского радио «Культура» рассказала: «В отличие от людей, памятники себя защитить не могут, значит, музеи и культурные памятники нуждаются в нашей защите. Поэтому создание украинского «Комитета голубого щита» это еще одна форма защиты, предусмотренная Гаагским протоколом. Комитет объединяет музейщиков, архивистов, библиотекарей, которые заинтересованы в защите культурного наследия в случае вооруженных конфликтов или стихийных бедствий. В Украине и первое, и второе имеет место».
«Гаагская конвенция, подписанная в 1954 году и ратифицированная многими странами, в том числе и Украиной, содержала ряд общих положений, — говорит Екатерина Чуева. — А протокол, который был подписан в 1999 году, является очень важной детализацией. Кроме предусмотренной уголовной ответственности за уничтожение культурного наследия, там есть еще и положение об археологических раскопках на оккупированных территориях. Эти положения позволяют «брать на карандаш» все, что происходит на оккупированных территориях ... «
В Украине, как рассказала Екатерина Чуева, вопрос о ратификации этого документа поднимался уже давно. В 2014 году это впервые озвучивал Евгений Нищук и действительно Министерство культуры, насколько известно, несколько раз готовило пакет документов вместе с Министерством иностранных дел. Но по какой-то причине процесс дальше не двигался. Поэтому очень важно, что сейчас дело сдвинулось с места ...
Украине необходима не только апелляция к международному праву, но собственная стратегия поведения в отношении охраны тех крупных культурных и материальных ценностей, которые оказались на оккупированных территориях, поэтому важную роль приобретает деятельность в Украине Комитета ICOM Ukraine, который и возглавляет Екатерина Чуева.
ICOM — это международное объединение музеев и профессиональных музейных работников, занимающихся сохранением, охраной и популяризацией мирового природного и культурного наследия. ICOM был создан в 1946 году и является негосударственной организацией, имеющей официальные отношения с ЮНЕСКО и консультативный статус в Экономическом и социальном совете ООН. ICOM выполняет часть музейной программы ЮНЕСКО. В работе комитета принимают участие более 44 тысяч членов в 138 странах, 119 национальных и 32 международных комитета.
«Комитет существует довольно давно, однако был маленькой организацией для избранного круга музейщиков, — рассказала она, — и так сложилось, что после 2008 года наши коллеги из Национального художественного музея Украины решили обновить организацию и обеспечить доступ к ней другим музейным сотрудникам, так, как это и предусмотрено уставом. ICOM является именно той организацией, которая может помочь внедрению нового закона, в том числе и через доступ и участие в разработке международных стандартов».
ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ И КРЫМ
Как известно, Вторая мировая война привела к большим разрушениям исторических памятников, к безвозвратным потерям многих культурных достижений человечества. Чтобы предотвратить подобное в будущем, страны собрались и в 1954 году подписали Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. «Она стала первым международным соглашением, в котором объединены правовые нормы по охране культурного наследия в мировом масштабе, — рассказала агентства QHA media бывший директор музея-заповедника» Ханский дворец» Эльмира Аблялимова. — Активная дискуссия о присоединении ко второму протоколу велась где-то с 2018 года. Только в течение прошлого года прошли три крупных встречи, на которых поднимали эту тему. Пока наконец министерство культуры не разработало соответствующий законопроект и не представило его общественности. Это произошло в 2019 году ...»
Что здесь важно?
«Например, согласно протоколу государство-оккупант должно запрещать, предупреждать и не проводить археологических раскопок, — рассказывает Эльмира Аблялимова. — А у нас с 2014 года происходит шквал археологических раскопок, проводящихся Российской Федерацией на территории оккупированного Крыма. В прошлом году мы представили карту археологических уничтожений в Крыму — более 90 памятников были уничтожены в результате строительства трассы «Таврида». Кроме того, второй протокол запрещает любые модификации или изменения вида культурных ценностей. И это единственная статья из существующих международно-правовых договоров, прямо касающаяся ситуации вокруг Ханского дворца в Бахчисарае».
Сейчас активно продвигается вопрос о якобы реставрации Золотого кабинета Ханского дворца. Продолжается подготовка к «реставрации» Главного корпуса Ханского дворца — установлена большая металлическая конструкция. Кроме того, еще на восьми объектах также планируются работы по так называемой реставрации на Дюрбе Диляры Бикеч, Северном и Южном Дюрбе, Светской корпусе, конюшенном корпусе, ханской кухне, библиотечном корпусе, а также на Соколиной башне. А также это касается положения с Феодосийским домом-музеем Айвазовского, где подлинность кровли была утрачена полностью. То есть работы на всех этих объектах незаконны, они приводят к потере подлинности и имеют характер преступления по Гаагской конвенции, к которой сейчас присоединилась Украина
Ратификация второго протокола абсолютно логична с точки зрения юриспруденции. Мы должны фиксировать преступления России в Крыму. Нужно включить эти нарушения также в Уголовный кодекс Украины. Это позволит проводить судебные процессы внутри Украины и в Международном уголовном суде.
«Когда будет собрана полная информация, тогда и будет приниматься второе решение непосредственно о мониторинговой миссии в Крым, — говорит Эльмира Аблялимова. — Поэтому в этом году мы ждем экспертов ЮНЕСКО для встречи с украинскими экспертами по ситуации в сфере культурного наследия и образования, и только потом будет приниматься решение о непосредственном мониторинговом визите в Крым. Украинские эксперты также надеются, что Протокол позволит активизировать санкционные работы против организаций и конкретных персон, уродующих украинское культурное наследие в Крыму».
Эльмира Аблялимова перечисляет основные виды нарушений международного права по защите культурных ценностей, которые оккупанты допускают в Крыму. Это присвоение объектов культурного наследия Российской Федерацией, незаконные археологические исследования, которые проводятся фактически по всему Крыму, незаконное перемещение музейных предметов с территории Крыма и Севастополя в Россию. Показательным нарушением является видоизменение внешнего вида путем варварской «реставрации» Бахчисарайского ханского дворца, где на Большой Ханской мечети подлинность кровли частично утрачена и восстановить ее уже невозможно.
«Сейчас активно продвигается вопрос о якобы реставрации Золотого кабинета Ханского дворца. Продолжается подготовка к «реставрации» Главного корпуса Ханского дворца — установлена большая металлическая конструкция. Кроме того, еще на восьми объектах также планируются работы по так называемой реставрации на Дюрбе Диляры Бикеч, Северном и Южном Дюрбе, Светской корпусе, конюшенном корпусе, ханской кухне, библиотечном корпусе, а также на Соколиной башне. А также это касается положения с Феодосийским домом-музеем Айвазовского, где подлинность кровли была утрачена полностью. То есть работы на всех этих объектах незаконны, они приводят к потере подлинности и имеют характер преступления по Гаагской конвенции, к которой сейчас присоединилась Украина».
Выпуск газеты №:
№84, (2020)Section
Общество