Перейти к основному содержанию

«Абсолютно уникальный в Украине голос»

Во Львове представили масштабную выставку киевлянки Влады Ралко
31 июля, 11:19

Экспозиция известной художницы новейшей эпохи Влады РАЛКО «Между своим и тем же», куратором которой является заведующий отделом экспозиции ЛНГМ Андрей РЫБКА, размещена одновременно в трех локациях Львовской галереи искусств: во Дворце Лозинского (ул. Стефаника, 3), Дворце Потоцких (ул. Коперника, 15) и Музее Ивана Георга Пинзеля (площадь Мытная, 2). Во Дворце Лозинского (Картинная галерея) работы Влады Ралко разместили в специально освобожденных для этой экспозиции залах, а в других отделах ЛНГМ они соседствуют с действующими экспозициями (если точнее, «вплетены» в них).

«Выставка «Между своим и тем же» — интимно направленный к каждой отдельной личности зрителя жест, радикально отличающийся от шоу или демонстрации, — анонсировал показ Андрей Рыбка. — Каждое ее произведение — это поиск нахождения очевидной для художницы связи интимного и политического, которые проявляют себя гораздо раньше видимого события».

Этот показ Влады Ралко, впрочем, как и все ее творчество, несомненно, — очень непростой для восприятия. «День» обратился за комментарием-толкованием его смыслов к генеральному директору Львовской галереи искусств, культурологу Тарасу Возняку. Но начал рассказ Тарас Степанович не с только что открытой выставки Влады Ралко. Почему так? Об этом — далее в беседе.

— В этом году во Львовской национальной галерее искусств проходят вернисажи очень мощных киевских художников. Первая выставка, которой мы вышли из карантина, — профессора НАОМА Владимира Будникова, которая, наверное, является (не только по массивности, репрезентативности, но и по эстетическому измерению) наиболее эстетической выставкой — по крайней мере в те времена, которые я помню, — говорит Тарас Возняк. — Эту выставку мы делали в нескольких локациях (и это уже традиция) — во Дворце Лозинского, во Дворце Потоцких и Музее Пинзеля. А сейчас представили выставку Влады Ралко. Она — фантастический, невероятный художник. Когда-то Иван Франко сказал о Лесе Украинке, что она является «едва ли не единственным мужчиной на всю новейшую соборную Украину». И в этом смысле я могу только реплицировать: Влада Ралко, наверное, является самым мощным художником в Украине. Они с Будниковым — супруги, но являются совершенно разными художниками. Наверное, трудно женщине найти свой личный, абсолютно неповторимый в Украине голос. И этот голос очень мощный. Второго такого в нашем изобразительном искусстве, пожалуй, и нет. Выставка Влады Ралко у нас — также в трех локациях. И это при том, что она концептуальная. Это не просто три отдельные выставки — это одна выставка, представленная в трех местах по-разному. Во Дворце Потоцких она в виде фотофиксации. Во Дворце Лозинского, на двух этажах, — художественные произведения Влады. А в Музее Пинзеля — это ее диалог с Иваном Георгом. Скульптуры Пинзеля состоят из нескольких частей, и демонтаж человеческого тела, история человеческого тела, история телесности составляет, очевидно, основную тему этой выставки Влады во Львове.

— Думаю, произведения Ралко довольно сложны для восприятия...

— Влада является не просто художником, то есть человеком, который что-то отражает через краски, образы и композиции. Это — уникальный случай. Потому что она мыслит философскими категориями. То есть она пишет тексты — с глубинным философским содержанием. И ее выставка сопровождается ими. Она не то что объясняет, чем является эта выставка и из чего состоит. Но ее книги являются дополнением к выставке. Если кто-то хочет ее понять, а не только почувствовать, должен прочитать эти книги. Потому что очень многие наши художники на самом деле лишь отражают действительность и не нуждаются в разговоре с публикой.

— Я много работаю именно в области изобразительного искусства, но мне все же сложно воспринять творчество Влады Ралко. Первые ассоциации, которые приходят в голову, это творчество Мирослава Ягоды и Фриды Кало (в том времени, когда она пыталась понять потерю ребенка). Права ли я, проводя такие параллели?

— В смысле ощущения — да! Но я бы еще добавил к этому перечню английского художника и философа Фрэнсиса Бэкона, образотворчество которого очень близко к тому, как нам эти образы представляет Влада Ралко.

...Это уже не первая выставка Влады во Львове. В прошлом году мы уже представляли ее «Киевский дневник» — это дневник событий на Майдане, визуализация осмысления тех событий. На самом деле если кто-нибудь изучать историю Майдана, Украины времен Майдана, попытается визуализировать это, то кроме документальных фото он абсолютно может использовать (и, наверное, должен использовать) письма из «Киевского дневника» Влады Ралко. Влада Ралко не является аполитичным художником, который делает вид, что находится в стороне от происходящего в Украине. Она переживает вместе с нами все те политические процессы. Или этот язык Влады является плакатно примитивным, как в плакатах времен Сталина или Брежнева, или она является более герметичной? Да, она является более герметичной, но она извлекает из человека нечто внутреннее, нечто глубинное, нечто такое, что на самом деле может раскрыть человека гораздо глубже, болезненнее, несомненно, чем какая-то агитация за ту или иную политическую силу или простенькая рефлексия на ту или иную политическую ситуацию. И есть вещь, о которой я боюсь сказать, но все же попробую. Когда речь шла о надругательстве над телом нашего воина, которого отдали в виде препарированного тела... Это есть на этой выставке Влады. И эта работа создана задолго до того, как произошли эти трагические и дикие события. То есть художница отразила, как это происходит, когда к человеческому телу относятся как к чему-то механическому, кощунственно... Это и есть та правда изобразительная, о которой много говорят, но которую на самом деле мало кто демонстрирует. Влада Ралко задолго до тех событий, произошедших на фронте, по-своему это передала.

Влада Ралко

Что именно показала Влада Ралко и какова ее художественная правда, смогут узнать и попытаться понять все желающие — выставка «Между своим и тем же», развернутая в трех музеях ЛНГМ, продлится до 31 августа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать