Бизнес-ассоциации выступают против принятия законопроектов, которые создают схемы для уклонения от уплаты налогов
Легальный и законопослушный бизнес, интересы которого представляет Украинский Совет Бизнеса, обеспокоен перспективой создания новых схем уклонения от налогов. Такая возможность содержится в проектах законов о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины №38531 и №3853-2. Представители УСБ детально проанализировали законопроекты, согласовали общую позицию и обратились к народным депутатам Украины.
«Реализация указанных законопроектов существенно ухудшит условия работы законопослушного бизнеса и создаст возможности для уклонения от уплаты налогов для "серого бизнеса" в значительных объемах», - говорится в обращении, обнародованном во вторник. Принятие законопроектов также крайне негативно повлияет на конкуренцию на внутренних рынках и вызовет обоснованные беспокойство у участников реального сектора экономики, поскольку в документах предлагается отменить любую фискализацию и не предлагается никаких механизмов для контроля на замену. Таким образом появляется возможность создавать мощные "схемы" по занижению выручки и минимизации налогов, отмечают представители бизнеса.
«Законопослушный бизнес поддерживает уже проголосованные Верховной Радой введения программных РРО наряду с «классическими», отмену не оптимального штрафа в 1 гривну за невыдачу фискального чека, повышение эффективности контроля за соблюдением законодательства через стимулирование покупателей требовать фискальный чек и возможность передавать чек в электронной форме, что крайне важно для интернет-торговли. Указанные инициативы обеспечат прозрачные и равные конкурентные условия для всех участников рынка и будут создавать угрозы только для недобросовестных участников.
В то же время мы отмечаем, что нормы Налогового кодекса Украины, которые предусматривают фискализацию всей 2 и 3 групп упрощенной системы налогообложения с 2021 года, не являются оптимальными, существенно увеличивают коррупционные возможности, административную нагрузку на малый бизнес, а также прямые и косвенные расходы малого бизнеса, которые, согласно расчетам, будут большими, чем потенциальные дополнительные поступления. Поэтому члены УСБ предлагают откорректировать соответствующие нормы Налогового кодекса, изменив фискализацию всей 2 и 3 групп на фискализацию исключительно рисковых категорий плательщиков всех групп упрощенной системы налогообложения, указанных в общей позиции УСБ», - подчеркивается в обращении.
Представители бизнес-ассоциаций напоминают, что соответствующие нормы содержатся в Меморандумах о сотрудничестве, подписанных год назад Коалицией УСБ с политическими партиями "Слуга народа" и "Голос": "Введение единого налогового электронного документа для контроля цепочки поставок рисковых категорий товаров и стимулирования покупателя получать фискальный чек при их покупке".
«Вместе с тем для эффективного контроля за использованием РРО рисковыми категориями плательщиков и минимизации схем необходимо срочно завершить институциональную реформу налоговой и таможенной службы, а также ликвидировать налоговую милицию и другие экономические подразделения в правоохранительных органах и создать единую аналитическую службу по борьбе с экономическими преступлениям», - добавляют авторы обращения.
Кроме того, авторы обращения видят безосновательными приведенные в пояснительных записках к законопроектам № 3853-1 и 3853-2 утверждения об опасности предложенного механизма "фискальный кэшбек". Предлагая отменить стимулирование покупателя получать фискальный чек при покупке («кэшбек»), народные депутаты в пояснительных записках (которые идентичны) в качестве аргумента приводят возможность подделки фискального чека для подачи безосновательной жалобы и использования таким образом «кэшбека» в качестве антиконкурентного инструмента. «Доступ в кабинет возможен с авторизацией через электронную цифровую подпись, предоставленную аккредитованным центром сертификации ключей (п.п. 14.1.278, предусмотренный Законом № 129-IX, ст. 161, предусмотренная Законом № 128-IX). Также Закон предусматривает значительный перечень идентифицирующих данных, которые предоставляет жалобщик в самой жалобе. Указанное гарантирует 100-процентную идентификацию заявителя, - опровергают аргументы нардепов об опасности фискального кэшбека участники Украинского Совета Бизнеса. - Кроме того, подача безосновательной жалобы будет невозможна без изготовления и использования поддельных документов (расчетные, гарантийные и т.д.), якобы выданных предприятием. Указанные действия по меньшей мере будут создавать состав преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 358 и ст. 190 УК Украины (по разным частям статей наказание - от 5 до 12 лет лишения свободы).
«По своей сути "кэшбек" является высокоэффективным инструментом таргетирования налоговых проверок, который позволит отойти от практики сплошных проверок, губительных для бизнеса», - говорится в заявлении УСБ.
Украинский Совет Бизнеса призвал Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики вернуть проекты №3853-1 и №3853-2 авторам на доработку и зарегистрировать и принять действительно важный новый проект, которого ожидает бизнес - проект по корректировке модели фискализации, разработанный руководством Комитета.
Напомним, что украинцы очень слабо осведомлены о существующих налогах в стране и важности каждого гражданина в их формировании. Об этом свидетельствуют опроса, проведенного КМИС по заказу CASE-Украина. "Речь идет о тотальной неосведомленности населения в налоговом плане. 18% респондентов считают, что, покупая товар, мы платим 0% налога - то есть они не знают, что в цену любого товара заложена стоимость НДС... Поэтому нужно проводить просветительскую работу, чтобы повысить налоговую грамотность населения", - подчеркнул исполнительный директор "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук.