Маэстро Ревакович приглашает
Шопен, пионер польского альпинизма и автор музыки к фильму «Дракула»: Львов — 9 октября, Киев — 28 октября, Хмельницкий — 20 ноябряВ этом году весь музыкальный мир отмечает 210-летие со дня рождения Фредерика Шопена. Украина тоже присоединяется к чествованию великого композитора-романтика концертами, среди которых традиционно выделяются проекты, организованные фондом Pro Musica Viva в лице дирижера и великого подвижника в области академической музыки - Романа Реваковича, который уже более 30 лет активно поддерживает музыкальный диалог между Украиной и Польшей.
В октябре-ноябре филармоническую публику ждут три концерта: во Львове - 9 октября, Киеве - 28 октября и Хмельницком - 20 ноября. Проект проходит благодаря дофинансированию из средств министра культуры и национального наследия Польши из Фонда по продвижению культуры и Польского института в Киеве.
Программа состоит из Концерта №1 для фортепиано с оркестром ми минор Фредерика Шопена, Серенады для струнных Мечислава Карловича и произведения «Орава» для камерного оркестра Киляра. В концерте примет участие молодой польский пианист Томаш Марут, который находится под художественной опекой Института имени Фридерика Шопена, в рамках программы «Молодые таланты», и Академический симфонический оркестр Львовской национальной филармонии, Национальный симфонический оркестр Украины и оркестр Хмельницкой филармонии. Дирижер - Роман Ревакович.
Судьба отметила Шопена печатью гениальности, а современность оставила в его сознании нетленный след. Композитор родился в эпоху Наполеона, взрослел в Варшаве накануне ноябрьского восстания поляков против царской России, но в дни восстания в 1830 году находился уже на чужбине - в Вене и Германии. В конце концов польский композитор жил в Париже - культурной столице Европы того времени, ни на минуту не забывая о Польше. Ему советовали писать оперы и симфонии, чтобы подняться до уровня признанных композиторов, а Шопен поднялся, создавая музыку почти только для одного инструмента - фортепиано, отдавая предпочтение не монументальным жанрам, а миниатюрам: танцам, ноктюрнам, балладам, прелюдиям. Знаменитые пианисты его времени стремились в большие залы, покоряя публику громкими, эффектными пьесами и виртуозной техникой, а Шопен любил мягкое, тихое звучание, уделяя большое внимание тончайшим нюансам исполнения, и предпочитал камерные залы. Концерты стали первыми существенными произведениями, которые Шопен создал после окончания учебы. Произведения были представлены музыкальной элите Варшавы, а затем - широкой публике в Театре Народовом. Рецензент Стефан Витвицкий, который слушал премьеру Концерта e-moll, писал: «Фридерик Шопен создал второй большой концерт [...] Это произведение гения». Он создавался под влиянием первой любви композитора к Констанции ГЛАДКОВСКОЙ и представляет тип романтического концерта. Именно его и услышит публика в исполнении украинского оркестра и польского пианиста - лауреата многих международных конкурсов, в частности IV премии 50-го Польского национального конкурса пианистов Фредерика Шопена в Варшаве.
С легкой дирижерской палочки Романа Реваковича музыка композитора, дирижера и... пионера польского альпинизма Мечислава Карловича - будет звучать в Украине не впервые. Благодаря своим симфоническим произведениям Карлович занял в неоромантическом направлении музыки Европы начала ХХ века одно из самых заметных мест. Если бы он не погиб в возрасте тридцати трех лет под лавиной, смог бы создать еще много выдающихся произведений, однако его свершения в области симфонической музыки и так остаются уникальными.
Имя современного польского композитора Войцеха Киляра - также не случайно в этой программе, ведь родился он в 1932 году во Львове. Один из самых значительных - наряду с Лютославским, Пендерецким и Гурецким - польских композиторов второй половины XX века. Широкой общественности известен по музыке к более чем 160 фильмам, среди которых «Земля обетованная» Aнджея Вайды, почти все фильмы Kшиштофа Занусси, «Девятые врата» и «Пианист» Романа Поланского, «Дракула» Фрэнсиса Форд Копполы. До того, как Киляр написал свое самое известное произведение - симфоническую поэму «Кшесаны», - он считался ведущим представителем польского музыкального авангарда. Тогда он уже написал RIFF 62 ультрасовременную композицию по звучанию и форме, которая стала символом бунта против традиции, манифестом будущего. На фестивале «Варшавская осень» RIFF 62 произвела настоящий фурор. Затем композитор увлекся другим авангардом - минималистичной музыкой. Orawa для камерного оркестра, которая прозвучит в этой украинской серии концертов, написана уже в другой стилистике: Киляр почти отказался от авангардных технических средств, пользовался более упрощенным музыкальным языком, предпочел использовать сильное звучание и влиять на эмоции.
Выпуск газеты №:
№189, (2020)Section
Культура