Перейти к основному содержанию

Перепутали кабели: кто именно - выясняют

Досадная неудача при выведении в космос спутников на европейской ракете-носителе Vega не связана с конструкцией украинского двигателя РД-843 или браком при его изготовлении на «Южмаше»
19 ноября, 16:58

Об этом заявляет пресс-служба ЮМЗ, ссылаясь на предварительные выводы расследования причин аварии компанией-оператором Arianespace. Авария случилась утром 17 ноября при запуске ракеты с космодрома Куру во Французской Гвиане. На заключительном этапе выведения спутников на орбиту разгонный блок AVUM (верхняя 4-я ступень ракеты) отклонился от заданной траектории, что привело к потере контроля над ним и утрате двух спутников – SEOSAT-Ingenio и TARANIS. Предварительно установлено, что к неудаче привела ошибка при монтаже блока двигателя на ступень. Кабели, ведущие к исполнительным механизмам управления тягой на верхней ступени, были перевернуты при монтаже. Это привело к тому, что двигатель переместил форсунку в неправильном направлении в ответ на команды системы наведения ракеты. В итоге она потеряла управление сразу после включения двигателей AVUM.

«Спустя 8 минут после старта, и сразу после включения двигателя четвертой ступени, мы наблюдали сдвиг траектории», – сказал директор компании-производителя ракеты Arianespace Стефан Исраэль. Через сутки большую ясность внес вице-президент компании Arianespace Ролан Лажье. Он подтвердил, что четвертая ступень вышла из-под контроля «сразу после включения». «Потеря управления оказалась полной, она вызвала сильное кувыркание, и затем траектория стала быстро отклоняться от номинальной, что привело к потере миссии». В компании назвали перевернутые кабели «человеческой ошибкой», а не проектной проблемой.

Украинская сторона отмечает, что «некоторые предвзятые и недобросовестные СМИ» уже успели возложить ответственность за аварию на украинский двигатель. При этом отмечается, что окончательные выводы о причинах аварии еще не сделаны: их озвучит комиссия ESA/Arianespace.

17 ноября 2020 года европейская ракета легкого класса Vega должна была вывести на солнечно-синхронную орбиту два космических аппарата: спутник ДЗЗ SEOSAT-Ingenio по заказу Европейского космического агентства (ESA) и метеорологический спутник TARANIS для Национального центра космических исследований Франции (CNES). Для ракеты-носителя Vegа КБЮ разработало, а «Южмаш» производит блок маршевого двигателя, который поставляется в Италию для дальнейшей интеграции с верхним модулем AVUM.

Отличительной особенностью этого блока маршевого двигателя является возможность многократного запуска во время полета – до 5 включений, благодаря чему обеспечивается разведение спутников на различные орбиты. С 2012 года украинский двигатель успешно работал во время всех предыдущих пусков ракет-носителей Vega. На орбиту были выведены 86 космических аппаратов для заказчиков из разных регионов мира. В сентябре этого года ракета вывела сразу 53 небольших аппарата в интересах 21 различного заказчика. Эта миссия была признана успешной.

Сейчас днепровские ракетчики проводят работы по дальнейшему улучшению характеристик двигателя с целью расширения диапазона полезных нагрузок, выводимых на орбиты, сообщают на «Южмаше». Европейские производители ракеты-носителя Vega говорят, что авария никак не повлияет на предстоящие запуски ракет, и расследование инцидента будет «на 100 процентов прозрачным».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать